Эта статья – дань памяти и преклонения перед старейшей жительницей Лекшмозера, членом (не хочу и не могу говорить бывшим - ВЕЧНЫМ) нашей православной общины, тем удивительным и когда-то нередким на Святой Руси человеком, к которому мы шли не просто за советом и сочувствием, а просто, чтобы побыть и поговорить с ней. Писать что-либо ещё нет смысла, лучше прочесть эти замечательные строки глубокого знатока Русского Севера Г. Н. Мелеховой и попытаться  прочувствовать и понять, что если что-то в нас с Вами, дорогой читатель, осталось от исконно русского, то это от таких людей, как Ольга Васильевна.

 

 

 

Сороковины

Памяти Ольги Васильевны Ушаковой

(1911 - 2003)

 

         26 мая, в обычный, ничем не примечательный день, на 93 году жизни умерла Ольга Васильевна Ушакова. 4 июля было 40 дней со дня ее кончины.

         Уходят люди, простые и не выдающиеся, но своей кровью и плотью соделавшие целую эпоху в русской истории, бывшие солью русской жизни, вынесшие на своих плечах бури и ураганы XX века и сквозь все потрясения пронесшие свет православной веры.

         Ольга Васильевна родилась на заре XX века, в далеком 1911 г., когда еще царствовал император-мученик Николай II. Ее жизнь освящали тихие зори каргопольских деревень Ожегова, Макарья, Вильно, Масельги, Лекшмозера; омывали светлые струи придеревенских озер. Она - из крестьянского рода, давшего Каргополью священников и хлеборобов, воинов и учителей, мастеровых и рассказчиков. Дед Ольги Васильевны - Лебедев Дмитрий был священником Макарьевской церкви; там он умер и похоронен, в это время Ольге Васильевне было всего 3 года. Один из сыновей о. Димитрия - Лебедев Иван Дмитриевич - тоже стал священником и служил в Мошинском храме. Замужем за священником - о.Николаем, служившим в Каргополе, - была и одна из дочерей о. Димитрия, Павла Дмитриевна, тетя Паша. А мать Ольги Васильевны, по-деревенски “тетя Шаня”, помимо владения многочисленными крестьянскими профессиями, была замечательной портнихой: “Сенокос приходит, девушки идут:

            - Александра Дмитриевна, вы нам сшейте то, то, то...

            - Некогда.

            - Мы за тебя работать пойдем, только сшей” (рассказ Н.Я.Ушакова).

         Отец Ольги Васильевны был потомственным крестьянином - из тех, которые издавна кормили Россию. Когда надо было выбирать, ехать ли семье в Ленинград (куда звала его жена) или на Макарье, он сказал: “Надо за землю держаться”. Это и поныне является заветом его потомкам: они держатся за землю, а земля держится ими.

         Ольга Васильевна помнила те времена, когда макарьевская церковь была “как лебедушка”, на колокольне звонил большой 40-пудовый колокол, торжественно отмечали православные праздники, а “из Кенозера возили плиты на белой кобыле” для фундаментов - шло строительство. Она успела поучиться в старой Думинской школе, со священником и Законом Божиим, а как “настала коммунизма”, ее мамушка “боле не отпустила в школу”. Смерть Ленина ей “век не забыть, черны флаги выкинули”. Но его дело еще долго корежило судьбы людей, “церкви стали зорить”.

         Родители Ольги Васильевны были верующими; отец, по ее словам, был в числе тех, кто ездил в Ленинград за иконостасом для церкви Казанской Божией Матери на Плакиде. Дома соблюдались отеческие традиции: молились, хотя бы кратко, утром, перед едой и перед сном, перед важным делом: “На работу 1-й день пойдешь - на дровосек, либо к огороду - свечку зажгешь, молишься. На пашню - отец лошади хвост подрежет, гриву подрежет, свечку зажигали”. Лошади и пахарю давали в этот день отведать четверёжку - лепешку, испеченную в Великий Четверг и сберегаемую на божнице. Ольга Васильевна помнила, как отец рано утром на Рождество и Пасху возил на санях жену и детей к службе; когда она подросла, перед праздником, вместе с другими “троима или четверыма” девочками, ходила мыть в церкви пол и “иконки”. “В церковь ходили каждое воскресенье, в праздники, - рассказывала она: - вечером на вечерню, утром на заутреню, в 10 часов на обедню. Зазвонят в колокол к обедне, так все идут. К церкви подойдут, помолятся, в паперти тоже скажут “Господи, благослови”. Мужчины стоят на правой руке, женщины слева, дети с матерями. Всяко, кто к середине <службы> придет. Как есть копейка, свечку ставили. К причастию детей водили до 6 годов, каждое воскресенье причащали маленьких, в пеленках. Взрослые причащались в Великое Говенье, накануне, в субботу, грехи сдают. Нать службу отстоять, не пить, не есть. Посты соблюдали, и маленьким не давали есть, ребятам не давали скоромного, пугали - “поп уши отрежет”. Как чувствуешь, что заболеешь, что <другое>, так надо грехи сдать - не то что один раз в год. А больше - в Великий пост, на остатней неделе, можно и раньше. Всяки бывали - кто поговеет, кто не говеет. Всяк Еремей про себя разумей. Не станешь говорить человеку: ты говей. Всяк свою душу спасает”.

         Сколько трудов выпало на долю этой небольшой, хрупкой, всегда занятой и куда-нибудь спешащей женщины, одному Богу известно - она “стала работать да работать с малолетства в хрестьянстве”: “Нас с Татьяной (отец) пошлет боронить, а мы еще небольши были, двое на лошадь сéдем, верхом - ой, да придет, да посадúт. Ой, не дай, Господи. А работали-то ночью, гущи-то* было много, целу скотину жалит (?), он (отец) прúдет да нам запрягё, да посадúт, да ска: “Давай, девки, бороните”. А мы чё боронили: лошадь куды попало ходит, а мы - глендя, глендя (?) - спим на лошадú-то, кланяемся. Были бороны-то деревянны раньше. Только маленько заря-то, солнышко-то чуть-чуть покажется, мы: “Ой, Танька, давай выпрягем, давай выпрягем”. Прúдем, папа скаже: “Вы, девки, чё - еще гущи-то нет, вы ж как выпрягли-то?” Сходит поглядит - и о-ё-ё-ё-ёй! О, как боронили-то!”

         На 18-м году Ольга Васильевна вышла замуж, родила 14 детей - “7 живых да 7 похоронено, и никакой фелшер не бывал”. Священников уже не было, поэтому внучка священника сама читала над детьми, какие знала, молитвы - “крестила”, а позже, при случае, их крестил священник. Жизнь никогда не баловала наших бабушек: “раньше работы до горла, детей куча, иной день дак дитя не вымоешь, не знаешь, за что хвататься - жизнь-то наша”. В войну на себе пахали: “7 баб запрягемся, плуг таскали”.

         Но жизнь - всегда не только страда, горечь, слезы, но и свет, радость, праздник. А праздновать прежде умели. Незабываемым для Ольги Васильевны остался престольный праздник в Макарье, день преподобного Макария Унженского и Желтоводского, 7 августа: “Крестный ход: с каждой церкви священник идет к Макарью. На росстани встречались 7 крестных ходов: с Каргополя, с Ошевенска, с Лекшмозера, с Думина, с Порженского, с Труфанова с монастыря. Все встречались. Несут большую икону Божьей Матери на носилках, под ней народ, все, проходили”. - “Зачем?” - “Как, ты что? Разве плохо? Хорошо это - под иконой пройти! Макарьевский священник идет с иконами навстречу, колокол звонит. Преподобного носили встречать. Далёко помнить. Тут такой завет - нать пешком идти. Из Ленинграда ездили в Макарий по завету, они работали, их кормили. Поля обрабатывали заветны - косили, пахали”. На Макарии всем был завет - обойти вокруг озера (более 2-х километров) и выкупаться в Иордани, некоторые “завет давали, на коленях обходили, на коленях, обобьют тряпками, и идут”. Силами местных набожных и знающих стариков, которых величали “батюшками”, и певчих службы на Макарии совершались еще и в 50-е годы, в заброшенных и полуразоренных храмах.

         Вечером - гулянье. Ночевали - кто где устроится, просились в избу к Ушаковым. Муж Ольги Васильевны Яков Васильевич принимал всех просящихся: “пихайтесь, сколько влизите. Полна-то изба <еще идут>: Яков-то Васильич, ночевать, <он>: а пихайтесь, сколько влизите. На полу вповалку. По всей избе”. Для всех он кипятил огромный самовар, и его гостеприимство поныне вспоминают приходившие на Макарий кенозеры. Как со смехом замечала В.Я.Ушакова, “встанешь, некуда пройти, чтоб самовар поставить”. Но все не вмещались в избы, и многие устраивались просто на улице, на берегу озера, где разводили костры и ужинали: “Так огней-то было - столько народу-то, так о-о-ой! На кряжах-то люди-то спят, все впокаточку лежат. Дак все костры, дак тут скатерти разложат да кушают. Идут туда все - вокруг озера да вокруг, вокруг, вокруг, вокруг, кто и на коленках... Да в церкву, да на службу, дак а-а-а...” (рассказ З.Я.Ушаковой)

            Этот праздник и поныне чтится в семействе Ушаковых, о нем рассказывают, перебивая друг друга - как выражалась Ольга Васильевна, “до чего долябзали”. И теперь уже не только ее дети, но и внуки каждый год в день прп.Макария ходят “на свою родину”: ”Дай Бог, каждый год ходим”. Зажгут свечу в разрушающемся храме, вознесут преподобному немудреную молитву, искупаются в месте, где когда-то устраивалась Иордань, посидят на руинах отеческого дома, сходят на родные могилы, вспомнят отца. А теперь - будут вспоминать и маму.

         Прп. Макарию-батюшке Ольга Васильевна молилась всю жизнь: от деда-священника ей досталась икона прп. Макария, которую украли у нее около 1990 г.: “Прошлый год кто-то забрался, украл. А икона просилась, несколько раз выпадала из божницы. А я не разгадала, и никто не подсказал, у всех спрашивала: “Что это, говорю, старухи, у меня икона из божницы все падает?” Только потом поняла: это она просилась унести”.

         До конца земных дней самой большой трудностью для Ольги Васильевны было - видеть несделанную работу. Каждое лето она “исполняла свой долг”, как смеялись ее дети, - сметать стог в Вильно. В последнее лето жизни она еще обрабатывала “ляпак” (кусок земли), сажала “рассадник”-“морковку да лучку, да помидоры, да - что еще-то? - да кабачки, да тыква, да...Сегодня там, в подвале, пол настлала, досок доволочила, дак чего, как крот. Гли-ко, лому-то, веранду-то сломали, веранду-то стару, дак лому-то, смотри-ка. Да, все прибираю. Западет снегом - дак чё потом? А ведь я так-то не люблю. Мне надо, чтобы все в порядке было. Не так, как нынешний народ, как попало, и все. А я привыкла так, дак я и терпеть не могу. Дак плаваю да плаваю кое-как да... ино приберу да... Пока еще сила-то маленько есть. Я бы сила-то еще - кóню(?) когда, дак у меня ноги-то сдали. Кабы не ноги, дак чтобы? ходить-то не могу. Я бы еще так-то, так еще делала бы”.

         Ольга Васильевна прожила большую жизнь. Она осталась с нами в своих рассказах, певучей речи, пересыпанной поговорками, в традиционном русском хлебосольстве и трудолюбии. “Давай, давай, мне надо чин провести”, - настаивала она в ответ на отказ выпить чаю. “Я побежала кладать вологу в печь”, - спешила успеть приготовить еду в горячей печи. О плохой дороге отзывалась: “Туда крещены не ходили”. “Просто, не девяносто”, - присказывала, объясняя, как можно вычистить печь. О себе она рассказывала с юмором: “(Мне) 93-й год пошел. Третий, девки? Как у нас раньше было собрание - раньше все “земска” звали, собиралися, народу-то: подьте в земску, в земску. Колотили коромыслом да: в земску сегодня. А и спрашиват один, там начальник, у соседа, у папа нашего сосед был: “Осип Иванович, сколько у тебя ребят?” - “Ванька да Манька, да Пешка, да Мариха. Вася, кажется так?” - “Так, так, так, Осип Иванович, так, так”. Так-то и я”.

 

Вечная память и Царство Небесное неустанной труженице Ольге!

Преподобный Макарий, моли Бога о рабе Божией Ольге!

Упокой, Господи, душу усопшей рабы твоей Ольги!

Г.Н.Мелехова

Москва, 30 июня 2003 г.

 

          ***

 

По материалам сайта Православного прихода

села Лёкшмозеро Каргопольского района

Архангельской области

http://www.lekshmozero.narod.ru

 

назад в раздел “Библиотека” >>>

 

 



* Видимо, гнуса, мошки.

Hosted by uCoz