Галина Николаевна Мелехова,

кандидат исторических наук,

 доцент кафедры философии, социологии и политологии

 МИРЭА

 

Современное возрождение православной топографии

Сегодня повсюду, чуть не в каждом крупном кусте населенных деревень, существует или рождается православный приход. Конечно, до положения дел начала XX в. далеко, что, прежде всего, связано с последствиями планомерного разрушения системы расселения на Русском Севере от колхозных времен до политики неперспективных деревень и перестроечного хаоса. Безусловно, сказываются и последствия 70 лет насаждения атеизма. По сообщению благочинного священника прот. Владимира Кузива, в его благочинии, включающем 3 района, зарегистрировано более 30 приходских общин. По сведениям лета 2006 г., только в Каргопольском районе существует 16 православных общин: 2 в Каргополе (при храмах Рождества Богородицы и Рождества Иоанна Предтечи), 1 вблизи города (в пос.Казаково), 6 по Петербургскому тракту и на побережье оз.Лаче (в сс.Лекшма, Тихманьга, Ухта, Кречетово, Хотеново, Калитинка), 3 на севере от Каргополя (в сс. Архангело, Река, Ошевенское), 4 по Пудожскому тракту (в сс.Печниково, Лядины, Орлово, Лекшмозеро). Число приходов постоянно растет, но во многих прежних приходских центрах нет перспектив возникновения прихода в силу безлюдности их селений.

Современный приход возникает не только вокруг храма, но и вокруг часовни (как в Орлово) или молитвенного дома (как в Тихманге, Хотенове, д.Гарь), а также вокруг пока отсутствующего, но строящегося храма (как в Лекшме, Печникове). Приход стремится быть компактным, чтобы молитвенное здание для всех прихожан было на расстоянии пешеходной достижимости. Именно поэтому возникла самостоятельная община в Орлове, хотя исторически Орлово было приписано к Лекшмозерскому приходу. Но есть иные примеры: приход в с.Измайловская (бывший Кенорецкий приход) зарегистрирован не как самостоятельная религиозная организация, а как подразделение при расположенной в 50 км церкви Покрова Божией Матери в с.Конево (настоятель иером.Илия). По числу прихожан современный приход, безусловно, мельче и не охватывает, как прежде, большинства жителей.

Серьезную проблему сегодня составляет наличие священников: их гораздо меньше, чем требуется. На территории, традиционно относящейся к Каргополью (нынешние Каргопольский, Няндомский и южная часть Плесецкого района), сегодня служит 8 священников: митрофорный протоиерей Борис (Коробейник) в Каргополе (церковь Рождества Богородицы), иер.Виктор (Пантин) в Каргополе (церковь Рождества Иоанна Предтечи) и в с.Ошевенское (церковь ап.Иоанна Богослова), иером.Феодосий (Курицын) в пос.Казаково (церковь Покрова Богородицы), иер.Владимир в Кречетове (церковь Троицы), иереи Олег (настоятель), Василий, Сергий в Няндоме (церковь свв.Германа, Зосимы и Савватия Соловецких), иером.Илия в Коневе (церковь Покрова Богородицы). Все священнослужители, кроме основной общины, опекают дополнительно по целому ряду приходов: ошевенский о.Виктор – в с.Река, д.Гарь, селах по Пудожскому тракту; иером.Феодосий – в с.Архангело, с.Лекшма, о.Владимир – в селах по Санкт-Петербургскому тракту и по побережью оз.Лаче; няндомские иереи – Нименгский приход по трассе Няндома – Каргополь и в удаленных селах восточной части района (Моша, Воезеро); коневский иером.Илия – в с. Измайловская (Лешино), с.Вершинино, с.Федово. Работающие в Каргополье батюшки – подлинные подвижники дела православного возрождения, но их совершенно недостаточно для полноценной духовной жизни. В этих условиях большое значение приобретает умение прихожан взять на себя часть забот и трудов священника.

По времени образования и соотношению с местными традициями среди современных приходов можно выделить 3 типа:

1)                    вовсе или почти не закрывавшийся в советское время приход, имеющий более-менее постоянный состав прихожан и непрерывную традицию приходской деятельности;

2)                    активный, создававшийся самостоятельными усилиями местных жителей («снизу») приход, аккумулирующий опыт не прерывавшейся в течение всего XX в. православной жизни;

3)                    приход, создававшийся «на пустом месте», «с нуля», усилиями не проживающих в селении постоянно людей или священника на базе не действовавшего в советское время храма.

Единственным в Каргополье примером не закрывавшегося прихода является община церкви Рождества Богородицы в Каргополе, настоятель протоиерей Борис (Коробейник). Этому приходу пришлось вынести на своих плечах всю тяжесть полуподпольного существования в советское время. Многолетняя привычка к самоограничению и скрытности отложила свой отпечаток на деятельность прихода, в нем и сегодня заметна некоторая замкнутость, нежелание идти на контакты. Просматриваются и такие черты, как довольно преклонный возраст присутствующих на службах, твердость в исполнении уставных требований (при этом вовсе не агрессивная по отношению к новичкам*), своеобразные (видоизменившиеся) приемы богослужебного пения, стремление к ограничению приходской деятельности собственно богослужением. Тем не менее сегодняшний православный народ глубоко благодарен приходу и лично о.Борису за многолетний неустанный труд, способствовавший сохранению веры. В перестроечные годы, когда не было других священников, о.Борису пришлось много ездить по всему уезду: чуть не все строившиеся тогда часовни освящены именно им. К чести о.Бориса надо отметить, что он не противодействовал возникновению других приходов и желанию своих прихожан поработать в открывающихся храмах и помочь новым священникам.

Несмотря на признание епархиальным руководством заслуг о.Бориса (он – митрофорный протоиерей), его (и его матушку) характеризует глубокая скромность и смирение, пропускание вперед других, даже молодых священников, стремление уйти в тень. Одна из молодых прихожанок Ошевенского прихода рассказывала, как дожидалась после торжественной службы выхода о.Бориса из алтаря, чтобы взять благословение: разоблачившись, вышли все, начали выходить уже и диаконы, а его все не было. «Они (с матушкой) десятилетиями жили на подозрении и чуть ли не в подполье, все вынесли, а мы им сегодня скажем: вы плохо поете? Дай Бог ему и его матушке здоровья и долгих лет жизни!» – так завершила эта прихожанка свои рассуждения.

Активным, с сильными низовыми православными традициями приходом является община Ошевенской церкви ап.Иоанна Богослова, настоятель иер.Виктор (Пантин). Она была зарегистрирована одной из первых в Каргополье в начале 1990-х годов усилиями местных старушек. Ее первый председатель Ольга Степановна Третьякова (1926 гр.) рассказывала: «А вот таких нас много было – хотели, чтобы службы  были. Спросили разрешения: что, можно ли, нет открыть церкву? Объяснили, что можно. Ну, собрали денег... по деревням... Ну, тогда, конечно, попроще было с деньгами... Помыли сначала – там ведь... картошку, зерно, и все – что туда и не сыпали, чего там и не было. Все-таки собрались, покрасили все». Вычистив сохранившийся храм, женщины регулярно собирались на воскресные и праздничные молитвословия, привозили за свой счет на богослужения о.Бориса, поддерживали с ним прочные связи – он снабжал храм свечами и литературой. Община самостоятельно осуществляла косметический ремонт храма, перекрывала кровлю трапезной, при этом в ремонтных работах помогали молодые мужчины села. Также первой в Каргополье община получила собственного священника – иером.Феодосия (Змушко). К сожалению, в силу разных причин (иером. Феодосий считал своей главной задачей восстановление Ошевенского монастыря, а не приходское служение, недооценивал роль местных традиций) отношения общины и священника не сложились, и он был удален из прихода. Нестроения не развалили общину, она продолжала собираться и молиться, причем на смену старушкам пришли более молодые и грамотные прихожанки – сначала вышедшие на пенсию, а потом и работающие учительницы. В отсутствие священника в течение 1,5 лет молитвенные собрания возглавляла учительница на пенсии Тамара Григорьевна Рубцова, нынешний председатель общины.

Совершенно другой тип представляет второй, городской приход о.Виктора, создававшийся им фактически «на пустом месте». Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Каргополе принадлежала музею, использовалась для хранения и экспонирования музейных собраний, была передана Русской Православной Церкви в конце 90-х годов, но долго не использовалась по назначению, и никаких непрерывных православных традиций при ней не сохранилось. Более того, все осознанные религиозные потребности жителей удовлетворялись другой церковью города – Рождества Богородицы. Поэтому о.Виктору, в его хождениях с бумагами по инстанциям, не раз пришлось преодолевать сопротивление чиновников, отвечая на вопрос «Зачем, если уже есть действующая церковь?» В первое время порой в храме некому было вымыть полы, стоять в церковной лавке, присутствовать в в будние дни, когда храм просто открыт для посещений; выручали пришедшие на помощь прихожане о.Бориса. Община собиралась постепенно, в нее приходили разные люди: кто-то уже имел опыт приходской жизни, полученный в каргопольской, няндомской церквях, но немало и вновь пришедших; кого-то «привел» прп.Александр Ошевенский (ведь один из приходов о.Виктора расположен рядом с монастырем, основанным святым), особенно после празднования 525-летия его памяти в мае 2004 г., когда съехалось множество паломников из Каргополя, Няндомы, Архангельска, Петербурга, Москвы. Городской приход позволяет о.Виктору включать в орбиту своей деятельности городскую интеллигенцию – работников музея, прессы, администрацию, сферы просвещения и туризма.

Но есть еще одна категория «прихожан» о.Виктора. Дело в том, что его переезд в Каргополье не порвал связей с Петербургом: там живет его семья и трое детей, а также многочисленные духовные чада, среди них военные, т.к. о.Виктор некоторое время окормлял Военно-космическую академию им. А.Ф.Можайского. Они поддерживают прочные связи со своим духовником: звонят, просят совета и молитв, часто приезжают, иные семьями – на Рождество, Пасху, в каникулы и отпуска, летом, в каргопольские знаменательные даты. Живя в Ошевенском, они участвуют в храмовых службах и приходской жизни, поют на клиросе, чему-то учат, а чему-то учатся у местных жителей; верующие военные алтарничают, звонят в колокола, участвуют в крестных ходах. Эта заметная особенность ошевенской приходской жизни способствует повышению церковной культуры сельских прихожан и церковных служб, привлечению в приход новых членов, единению жителей города и села, столицы и провинции. В приходах о.Виктора немало мужчин, молодежи, детей. Наличие прихожан не только, как обычно, разного возраста, образования, духовного опыта, но и разных мест постоянного проживания и причастности к разной локальной традиции является характерной чертой приходов о.Виктора. Под руководством уважаемого пастыря это обогащает приходскую жизнь. Это – поистине открытые приходы, откликающиеся не только на общецерковные даты и частную и общественную жизнь своих прихожан и своего села, но и события, происходящие в Каргополе, Петербурге, да и всей России.

Главным делом общины продолжает оставаться строительство, ремонт, обустройство храма, т.к. почти всюду Церковь получила в пользование полуразрушенные сооружения. Во многих местах общее, соборное созидание церкви становится процессом рождения и становления прихода. При этом, несмотря на нищету современной русской провинции, есть впечатляющие примеры восстановления храма из полунебытия и чуть ли не голыми руками. Капитальный ремонт когда-то величественного церковного комплекса (каменных – летней и зимней – церквей, колокольни, ограды) в с.Кречетово (Каргопольского района) возглавляет Эдуард Иванович Изотов (в крещении Александр, 1944 гр., председателем общины является его жена Людвига (в крещении Людмила) Павловна). Переехавшие в селение из Архангельска, супруги – оба подполковники уголовного розыска, юристы, ныне пенсионеры, Эдуард Иванович – практикующий адвокат. Эдуард Иванович восстанавливает церкви во имя народа, во имя Родины. «Нужно делать вечное, поддерживать православие»,– говорит он. Созидание храма, по мысли Эдуарда Ивановича, должно получить массовую поддержку, и даже всех без исключения жителей: «Если бы каждый пришел и покрасил по одному метру, метров бы не осталось». Главной своей задачей он считает выстраивание не стен, а именно душ людей, поэтому отказывается от публикации счета общины в изданиях («мне такие деньги не нужны»), считая, что церковь должна вырасти в душах самих местных жителей. Нужно восстановить умение человека работать, брать на себя ответственность, замечать и исправлять безобразия, созидать вокруг порядок и красоту, участвовать в общем деле, бескорыстно (а не за деньги или бутылку) помогать друг другу. «Мы сегодня крестимся, – говорит Эдуард Иванович, – потому что мы всегда были православные, это – вера наших предков. Мы, народ, составляем основу, без народа Церковь мертва будет… Главное – люди должны ходить, чтоб люди были более на людей похожи. Это – вопрос и веры, своего предназначения. Когда мы осознаем, что нам дано восстановить Русь во всей славе, вот тогда и идея будет. Это – начало, это все только начало. Положен камень в тот фундамент, на котором будет возведена Церковь. А здание еще строить надо. Это только камень. Фундамент мы закладываем, на который можно опираться. А то, как говорит Христос, если на песке построить, все развалится. Вот мы фундамент и строим. Я вижу в храме возрождение фундамента».

Такое отношение к храму и вере как пути восстановления жизни села в целом фиксируется в разных селениях. В течение уже многих лет одним из главных жертвователей прихода церкви Покрова Богородицы с.Большая Шалга (пос.Казаково Каргопольского района, настоятель иером. Феодосий Курицын) является предприниматель (владелец пилорамы) Виталий Витальевич Нехорошков (1959 гр.). Родившийся в Каргополе и закончивший Архангельский лесотехнический институт, из детства он вынес атеистическое мироощущение, но, как и председатель приходской общины Михаил Александрович Кудрин (1935 гр., ныне монах Кирилл), считает: будет храм – будет и жизнь. С 1990 г., преодолевая огромные трудности, община вела работы по перекрытию кровли, обивке глав, установке крестов, укреплению потолка, восстановлению печи. Сегодня ремонт завершен, куплены иконы, богослужебные книги, утварь, облачения, даже колокола, идут регулярные богослужения. Виталий Витальевич уже не дистанцируется от церковной жизни; участвуя в крестном ходе из поселка в храм осенью 2005 г., он нес крест, воцерковлены его жена, сын. Да и собственный пытливый поиск истины, надо думать, приведет его к полноценной духовной жизни; так считает и священник Казаковского прихода.

На ремонте церкви вмч.Георгия проходил свое становление приход в с.Река (Каргопольского района), возглавляемый Юрием (Георгием) Александровичем Тишининым (1946 гр.); его верной помощницей является жена Тамара Николаевна Антипина (1949 гр.). Супруги приехали в село тоже из Архангельска, построили дом и о ремонте заброшенного и открытого всем ветрам храма поначалу не помышляли. Однажды вечером к ним постучался иером.Феодосий (Змушко, тогдашний настоятель церкви ап.Иоанна Богослова расположенного в 15 километрах с.Ошевенского); он много сил уделял восстановлению из руин Александро-Ошевенского монастыря и постоянно возил (таскал на себе) стройматериалы, инструменты, книги, иконы, деревянные кресты. «Вот кто бы нам церковь восстановил», – вздохнули супруги и услышали в ответ: «Сами разрушили, сами и восстановите». Тамара Николаевна пригласила батюшку поесть; «потрапезничать», – поправил он. Перед едой прочитал молитву – она прозвучала в доме впервые. Иером.Феодосий попросил помочь забить досками оконные проемы храма. «Ну, почему не помочь, долго ли – я же не знал, что это за собой потянет», – с юмором рассказывает о начале служения супругов во славу Божию Юрий Александрович. Это происходило за несколько дней до осеннего Юрьева дня (16 ноября). На следующий день Тишинины собрали в селе несколько человек, все вместе вычистили, вымыли, по возможности облагообразили помещение, и в сам праздник под купол церкви впервые после многих лет забвения вознеслись молитвенные возгласы прихожан. Когда они вышли на крыльцо храма, в морозном воздухе возсиял радужный столп.

Новую деревянную церковь на месте сгоревшей лет 8 – 9 назад строит приход с.Лекшма (Каргопольского района, председатель общины Любовь Борисовна Янкина, 1962 гр.). В поисках образца будущего храма прихожане ездили смотреть недавно выстроенный храм в с.Ухта; окормляющий приход иером.Феодосий Курицын предложил ориентироваться на небольшой храм ап.Андрея Первозванного, построенный на Заячьем острове на Соловках: четверик, завершенный 4-хскатной кровлей, на ней миниатюрный восьмерик, увенчанный луковичной главкой, с востока невысокий алтарный прируб. Так, без особых проектов, и начали строить. Особенно с большим подъемом работали вначале: по выходным, на субботниках расчистили место, заготовили лес, срубили 1-й венец. Работами руководили Александр Борисович Брянцев и Алексей Борисович Кузьмин. Большую заботу о строительстве проявляет Анатолий Васильевич Брянцев (1938 гр.), некрещеный член общины: он решил креститься в нововыстроенном храме. Он на пенсии и поэтому больше свободного времени посвящает строительству. «Вчера съездили, моху надрали, – рассказывал он летом 2005 г. – К ребятам заходил, те работают на заготовке кормов. А самому бревно не закатить». Летом 2006 г. церковь была доведена до уровня кровли.

Задумано строительство церкви свв. Космы и Дамиана (вместо утраченной) в с.Печникове, пока на месте будущего строительства водружен крест.

Община церкви св.Параскевы Пятницы (с.Измайловская Плесецкого района) возрождает каменную церковь своими силами и чем Бог пошлет, не имея состоятельных членов общины и постоянных благотворителей. Эту общину возглавляет местная жительница, учительница на пенсии Александра Егоровна Волгарева (1945 гр.), бывшая в своей школьной жизни членом партии. Так – «коммунистка учительница строит храм» – о ней и рассказывают в округе. Труды Александры Егоровны во благо церкви начались «случайно»: она откликнулась на просьбу приехавшего осмотреть храм священника навесить на двери замок, чтобы избежать новых разорений. Сначала обустроили небольшую деревянную паперть, в ней на Пасху 2000 г. впервые после многолетнего перерыва служилась литургия. Сегодня изыскиваются возможности ремонта главного храма. Как рассказывает Александра Егоровна, средства поступают, по молитвам св. мц.Параскевы, от разных лиц, узнавших о храме из публикаций газеты «Вера», причем именно в тот момент, когда они крайне необходимы.

Число восстанавливаемых храмов все время растет: в с.Тихманьга (Каргопольского района) местные жители оборудовали домовую церковь; в с.Федово (Плесецкого района) летом 2005 г. было практически закончено строительство церкви свт.Николая; в с.Хотеново особая комната приспосабливается под временное молитвенное помещение, а восстановление выдающегося хотеновского каменного храма замышляет неутомимый Э.И.Изотов.

Каргополье дает ряд примеров строительства храма, часовни людьми, не живущими в селениях постоянно, но заинтересованными в сохранении и возрождении в них жизни. Это – выходцы из северных деревень, переехавшие или перевезенные в детском возрасте в крупные города (Москву, Петербург, Архангельск), а также иногородние, имеющие с Севером не кровно-родственные, а духовные связи. Значение их усилий увеличивается современным обнищанием сельского населения и дороговизной на строительные материалы и работы, при которых северянам не по силам крупный ремонт, в котором нуждаются почти все сохранившиеся храмы, без внешней помощи.

Строительство деревянной шатровой церкви Покрова Богородицы в с.Ухта (Каргопольского района, председатель общины Нина Николаевна Власова) по проекту московского архитектора Л.Павловой финансировалось москвичкой Людмилой Викторовной Поповой и ее знакомыми. Она уехала в Москву подростком, закончила там школу, институт, вышла замуж, родила ребенка, получила вторую специальность массажиста (а сейчас учится на катехизаторских курсах Свято-Тихоновского института, получая второе высшее образование). Уже в зрелые годы ее потянуло на родину, в село, где она жила у бабушки. Выйдя на наволок в конце деревни, увидев простор и услышав журчание реки на перекатах, она воскликнула: хочу здесь жить! Так она купила здесь участок, начала строить дом. Бывая в селе, Людмила Викторовна все время проезжала мимо порушенной каменной церкви, вид которой «царапал сердце». К этому времени она уже начала воцерковляться, имела своего духовника, свои любимые храмы в Москве и Подмосковье. Когда созрело решение строить храм на Севере (на новом месте), неожиданно была получена сумма, которой хватало на начальный период. Сегодня строительство завершено, храм обустроен, куплены колокола, проходят регулярные богослужения.

Подобных примеров немало: на собираемые в Москве средства реставрируется каменный храм апп.Петра и Павла в с.Лекшмозеро (Каргопольского района, и.о. председателя общины москвич Александр Владимирович Кузин); на средства и под руководством москвичей Александра Шумских, Аркадия Шлыкова (ныне принявшего священнический сан), Михаила Скуридина уже почти выстроена деревянная шатровая церковь Рождества Богородицы в с.Колодозеро (Пудожского района Карельской республики); усилиями петербуржца Владимира Александровича Калитина (уже восстановившего на свои средства часовню св.кн.Александра Невского на Мызе) и других находимых им благотворителей возрождается церковь Успения Богородицы в кенозерском с.Вершинино (Плесецкого района, председатель общины Лидия Ивановна Чалова). В этих случаях нередко возникает проблема участия коренных жителей в церковной жизни. Местные жители относятся к этим храмам по-разному: наряду с теми, кто благодарен за возможность молиться и жить церковной жизнью, есть и недовольные чем-то: неудачным, на их взгляд, расположением храма, затянувшимся строительством, приезжающими чужими людьми и пр. Как говорили в Ухте, лучше бы она нам старую церковь отреставрировала. К сожалению, это позиция деревенского жителя – что кто-то должен прийти и все для них сделать – встречается всюду. Так говорили и Э.И.Изотову в соседнем селе, примиряясь с ним после размолвки: ладно, Иваныч, этого нам не нужно, ты лучше нам храм отремонтируй. Вспоминается народная пословица: церковь не в бревнах, а в ребрах; постигаешь и мудрость Э.И.Изотова, отказывающегося от средств неизвестных благотворителей. Храм, как бы спущенный с небес, доставшийся без особых трудов, усилий, забот, некоторое время отчуждается. Кроме того, в пришлых строителях видятся элементы чуждости, элитарности: наличие значительных по сельским меркам средств, нетрудовой образ жизни, отрыв от хозяйственных занятий (например, покупка, а не сбор ягод). Видимо, кроме всех этих причин, есть и проблема духовного состояния самих строителей, которые оказываются ниже задуманного ими дела: в частности, констатируем это с болью, встречается пьянство, которое в деревне скрыть невозможно.

Может быть, наиболее заметными в православной топографии на Русском Севере являются часовни и кресты. Часовни издавна были излюбленной частью православного уклада жизни этого региона в силу его природно-географической и историко-культурной специфики[1]. Сегодня, как и прежде, жители проявляют особую любовь к своим часовням: почти все они обустроены, ухожены, посещаемы, во многих ведутся дневники посещений, есть очень задушевные молитвенные записи. «Посетила часовенку Скорбящей Пресвятой Богородицы, – писала Е.А.Царенко в 1995 г. – Пресвятая Богородица, сегодня сыночку Мишеньке исполняется 20 лет. Он находится далеко от родных мест. Прошу очень: помоги ему вернуться живому домой, сбереги и сохрани его от всякого зла, от пули летящей, от мин, от снарядов рвущих, от огня палящего, от всего того, что причиняет боль. Побереги и сохрани остальных деточек – Ирочку, Танечку, Юрочку, Андрюшеньку, Анечку, Коленьку. А меня прости за мои грехи, а Ивану дай ума-разума. Дай Бог здоровья всем людям добрым, мне и моим родным, моей скотинке». Всюду есть ухаживающая за часовней женщина, моющая ее перед часовенным праздником: каждая почитает это своим долгом перед Богом. Своей обязанностью поддерживать порядок в часовнях округи, ремонтировать и восстанавливать их считают приходские общины. Летом 2004 г. община церкви вмц.Параскевы в с.Измайловская перекрыла крышу часовни свт.Николая при д.Кузьминской; для этого специально был приглашен православный плотник. До часовни надо идти лесом 2 километра, поэтому члены общины постепенно, в течение долгого времени таскали туда заготовленные лесоматериалы. Опекает часовни своего прихода община церкви ап.Иоанна Богослова с.Ошевенское; летом 2006 г. началось восстановление часовни прп.Александра Ошевенского в лесу на Александровских родниках в Речно-Георгиевском приходе.

Традиция установки часовен, сложившаяся в древности и не прерывавшаяся в советские годы, переживает всплеск в наши дни. Пожалуй, это – самая распространенная форма проявления православного сознания на Русском Севере, сегодня она шире собственно приходской жизни, т.к. поддерживается людьми разных мировоззрений, в т.ч. невоцерковленными и даже атеистами: в их восприятии часовни являются элементом традиционной культуры. Идея, как правило, рождается у человека с активной жизненной позицией, в ходе строительства собирается небольшой коллектив единомышленников, становящихся ядром нового прихода; для некоторых подобная деятельность является первой ступенью приобщения к вере. Сегодня нередко создание часовни находит понимание и поддержку у гражданских властей. С октября 2004 г. встречает и благословляет всех въезжающих на территорию Архангельской области построенная у железнодорожной станции Коноша на личные средства С.В.Серова, А.И.Сосновского и А.А.Леушкина часовня в честь покровителя путешествующих свт.Николая. Эта деревянная часовня сооружена работниками местной пекарни «Добрый хлеб» и освящена епископом Архангельским и Холмогорским Тихоном.

В с.Архангело (Каргопольского района) по инициативе местной жительницы Людмилы Васильевны Гаревских (1950 гр.) и при участии Андрея Андреевича Энгельса, Николая Федоровича Богданова (бывшего учителя), Александра Михайловича Кузьмука построена часовня Сретения Господня; строительство было поддержано председателем сельсовета В.М.Шумериным и совхозными руководителями, помогавшими оформить документы на территорию, заготовить лес. Людмила Васильевна, потеряв в один год мужа, сына (погиб в аварии, оба – некрещеные), дом (сгорел), часто ходила в часовню при д.Забивкино на Горевике (в 3-х км); присоединявшийся к ней иногда А.А.Энгельс как-то сказал: «Давай задумывай здесь, так помогу». Начавшиеся в 2003 г. хлопоты по выделению места, сбору средств, заготовке леса, продумыванию проекта, регистрации общины (ее председателем стала Рыкова Елена Вячеславовна) завершились в августе 2004 г. освящением часовни благочинным священником о.Владимиром Кузивом. И хотя эта часовня имеет не традиционный для Севера облик (обшитый тесом просторный и низкий, приземистый четверик, завершенный четырехскатной кровлей с главкой), происходящие в ней регулярные богослужебные и молитвенные собрания, свидетельствующие о процессах духовного возрождения, будем надеяться, приведут к возрождению и традиционных приемов северного зодчества.

Как и в случае с храмами, иногда инициаторами строительства часовен становятся не местные жители. По обету жительницы г.Архангельска Светланы Ефремовой на берегу Лекшмозера поставлена деревянная часовня во имя блаж.Ксении Петербургской (проект сотрудника Каргопольского музея-заповедника Д.В.Тормосова, освящена летом 2004 г. каргопольским священником о.Борисом Коробейником). Намечалось восстановление часовни на Воскресенском острове р.Онеги в г.Каргополе (по инициативе местного уроженца, ныне жителя Калининграда С.П.Калинина). Немало часовен восстановлено администрацией Кенозерского национального парка (директор Е.Ф.Шатковская). Во многих из них (в населенных деревнях) налаживается православная жизнь, но проблема, так сказать, вживания и одухотворения сооружения существует и здесь. В 2004 г. по образцу самой маленькой на Кенозерье Успенской часовни (при д.Тырышкино) и как дань традиции установлена памятная часовня в д.Екимова, где родился писатель и сказочник А.Н.Нечаев; эта часовня, против обыкновения, пока не освящена, но и жителей в деревне нет.

Распространена на Русском Севере традиция установки крестов. Деревянные обетные и памятные кресты, бывшие последними оплотами православных чувств населения, стали и первыми свидетельствами религиозности местных жителей в первые перестроечные годы[2]. К этой традиции присоединились москвичи, уже около 20 лет ездящие в Лекшмозерский приход Каргопольского района: силами прихода и строительного объединения п/у Д.А.Соколова водружен выполненный в Москве крест у поворота («Труфановской свертки») на Кирилло-Челмогорскую пустынь на Пудожском тракте. Огромный 3-метровый голгофский крест с высоким основанием, заваленным камнями, с надписью на мраморной табличке, гласящей о посвящении прп.Кириллу, освящен Архангельским владыкой Тихоном 16 августа 2005 г.

Все более значимым фактором становится конструктивная нравственно-практическая, воспитательная, просветительская деятельность общин. Все яснее осознается связь возрождения русской деревни с духовной жизнью: местные деятели, начинающие всерьез заниматься экономическими и социальными проблемами, приходят к необходимости воссоздания духовной жизни и церкви или часовни как ее оплота. В то же время многие приходские деятели берут на себя ответственность за экономическое и материальное развитие селений. Приходы активно работают с детьми: функционируют воскресные школы, летние лагеря. Истинными подвижниками работы с детьми, включая приезжающих в село на лето, являются супруги Юрий Александрович Тишинин и Тамара Николаевна Антипина в Речно-Георгиевской общине. Они ходят с детьми в походы (зимой на лыжах) к местным святыням (крестам и часовням, стоящим в лесной глуши, родникам, почитающимся святыми), играют в спортивные игры, устраивают праздники, чаевничают, поддерживают тесные связи с школой и клубом. Уже 2-й год Тишинины берут к себе на каникулы (зимние и летние) мальчика из Каргопольского детского дома. Много сил и времени отдает организации работы с детьми, в т.ч. из няндомского специнтерната (там живут дети-правонарушители), о.Виктор. Уже 2 года летом в Ошевенском работает православный детско-юношеский оздоровительно-трудовой лагерь, который в 2006 году, кроме северян, принимал детей из Краснодара, Сибири, Подмосковья.

С расширением сфер приходской деятельности возрождаются и другие элементы православной топографии: в казаковском приходе возле храма строится приходской дом, задуманный как культурный и ремесленный центр: в нем будут помещения для занятий воскресной школы, библиотека, мастерские, регентская школа. В доме запланированы и 1 – 2 кельи; это – отклик на нужды прихода: в нем появился свой монах Кирилл (председатель Казаковской общины Михаил Александрович Кудрин). Возникают и хозяйственные сооружения: при том же Казаковском храме завели пасеку, строят конюшню.

Зримы приметы восстановления православной духовности в Каргополе. В редакции Каргопольской районной газеты, в коллективе Каргопольского музея-заповедника, среди администрации и учителей школ, предпринимателей есть постоянные прихожане храмов. Большой отклик имеют выступления хора духовной музыки «Светилен» (рук.       ), объединившего местную интеллигенцию, поющего на службах и концертах. В деятельности Каргопольского музея-заповедника актуализируется значение Каргополя как духовного центра, на восстановленную колокольню на Соборной площади куплены колокола, проходят Крещенские фестивали колокольной музыки, после музыкальной программы желающие окунаются в вырубленную в Онеге крещенскую купель. На организуемых музеем научно-практических конференциях и в выпускаемых по их материалам сборниках постоянно представлена религиозно-духовная проблематика. Главы Каргопольского и Плесецкого районных отделов образования, директор Вершининской средней школы положительно относятся к введению в школе факультативного курса православной культуры; подобные уроки с участием священника эпизодически проводятся в Каргопольском педагогическом училище. Не прекращаются попытки каргопольской интеллигенции вернуть городу исторические названия. В православных кругах родился проект возвращения городу роль образовательного духовного центра через возобновление когда-то существовавшего духовного училища. Все эти начинания и замыслы, безусловно, свидетельствуют о возрождении духа в сохранившемся православном «теле» города.

Однако было бы ошибкой рисовать радужную картину. При общей безусловной православной ориентации жителей массовой поддержки строительству и посещению церквей и часовен пока нет: в иных местах общины остаются довольно замкнутыми группами и держатся усилиями подвижников и Божией помощью. Все еще есть, хотя и немного, продолжающие разрушаться храмы и часовни. Тем большое значение приобретают инициативы «некоренных» для данной местности, несельских жителей, в т.ч. московских священников, их прихожан, миссионеров, связи между отдельными северными и московскими приходами становятся традиционными. Видимо, идет, так сказать, реколонизация сельского Севера. Вместе с тем очевидно, что с возрождением приходов православная топография развивается и обогащается, восстанавливает свои прежние границы, насыщенность, приобретает жизненность и полноту, становится важным фактором развития региона.

 

Опубликовано (с сокращениями) в: Историко-культурное наследие Русского Севера. Проблемы изучения, сохранения и использования. Материалы IX Каргопольской научной конференции. Каргополь, 2006. С.250–262.

 



* Автору, однажды присутствовавшей в храме в джинсах, закрытых удлиненной курткой (по походным условиям), одна из прихожанок в конце службы заметила: «Все хорошо, но все-таки лучше бы в юбке».



[1] Мелехова Г.Н. Часовни в православных традициях Кенозерья. // Православный паломник. Журнал Паломнического центра Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. М., 2004. №1(14) С. 30 – 34; №2 (15) С. 44 – 49; она же. Северорусские православные обряды, обычаи и традиции, связанные с часовнями (по полевым материалам Каргополья и Кенозерья. // Народный костюм и обрядность на Русском Севере. По материалам VIII Каргопольской научной конференции. М., 2005. С.7 – 39; она же. О попытках фольклоризации веры народа на примере изучения северорусских часовенных традиций. // Православие и традиционная народная культура. Сборник докладов. М.: Отдел религиозного образования и катехизации, 2005. С. 38–67; она же. Православные часовни Русского Севера в XX веке (по полевым материалам Каргополья и Кенозерья 2000-х гг.). // Научный православный журнал «Традиции и современность». М., 2006 №4. С. 69–96.

[2] Мелехова Г.Н. Православные традиции русской деревни… С.119 – 143.

 

 

          ***

 

По материалам сайта Православного прихода

села Лёкшмозеро Каргопольского района

Архангельской области

http://www.lekshmozero.narod.ru

 

назад в раздел “Библиотека” >>>

 

                                    ***

 

Hosted by uCoz