Каргополье и Лекшмозерье:
северорусский монастырь и приход
Лекшмозеро,
Хижозеро, Хижлахта, озеро Пежихирьё, речка Лекшма, деревня Масельга, местечко
Челма – эти не очень привычные славянскому уху названия связаны с Русским
Севером, колонизация которого (сначала силами новгородцев, а потом и выходцев
из Владимиро-Суздальских земель) шла уже с XI века. Славяне, в силу своего дружелюбно-доверчивого
отношения к встречавшимся племенам, принимали многие из финно-угорских
топонимов – названий рек и озер; а вот среди микротопонимов – названий селений
и угодий – русские названия господствуют, по крайней мере, с XVI века.
Каргополье – это юг, но юг Архангельской области (по
сегодняшнему административному делению); а Лекшмозерье расположено на западной
окраине Каргопольского района, соседствуя с территорией Карельской республики.
В древности каргопольские приходы управлялись новгородскими владыками, в XIX в.
входили в Олонецкую епархию, сегодня находятся в ведении епископа
Архангельского и Холмогорского Тихона. Эти места издревле наполнены духовными
поисками русских людей, отмечены православными святынями, овеяны православными
преданиями. В Каргополье подвизались трое из 13 святых, перечисленных в
Олонецком патерике[1]: прпп. Александр
Ошевенский, Кирилл Челмогорский, Пахомий Кенский. О множестве монастырьков и
пустыней, перебывавших на Русском Севере за летописное время, сегодня не осталось
и памяти. Когда-то здесь были распространены и монастыри-приходы: «келии черных
старцев» или стариц при приходских храмах. О некоторых расформированных и распавшихся
монастырях напоминают сегодня деревенские названия, включающие слово «пустынь»
или «монастырь». В XIX столетии в Каргополье действовало четыре монастыря.
Старейшая Кирилло-Челмогорская пустынь расположена на южной
оконечности Лекшмозера, при впадении вытекающей из него в небольшое озерцо
Монастырское речушки Челмы. С этой пустынью связано много и поныне нерешенных
загадок. Согласно церковной традиции (в т.ч. современной), прп. Кирилл,
постриженик Новгородской обители Антония Римлянина, поселился на Челме-горе в
начале XIV в. (†1376). Эта дата подвергалась критике уже в XIX в., и в Олонецком патерике (Петрозаводск, 1910) указывается,
что прп. Кирилл жил в XVI в.[2] По житию,
преподобный ископал себе пещеру (на этом месте впоследствии был водружен
деревянный крест) и просвещал проживавшую в округе чудь, язычников. Известия
исследователей об этом тоже противоречивы: археологи не находят островков
финно-угорского населения, не затронутого мощным влиянием восточно-славянской
культуры, уже в XI–XII вв., но историки отмечают следы проживания вблизи
монастыря «белоглазой чуди», «казары некрещеной», а народная память об этом
дошла до нашего времени[3]. Прп.
Кирилл особенно почитался в округе монастыря; многие из чудес преподобного
происходили с крестьянами ближайших селений – Орлова, Труфанова, Лекшмозера,
Тихманьги. В главной монастырской церкви Богоявления Господня над мощами Челмогорского
чудотворца (почивавшего под спудом) находилась рака «красного дерева с клеймами
с трех сторон медными посеребренными; икона на ней преподобного во весь рост»[4].
Издавна на Пудожском тракте, на повороте дороги к
обители, стояла маленькая тесовая часовенка, отмечавшая начало последнего
участка в долгом 50-верстном, «освященном стопами св.Кирилла» пути в монастырь
из Каргополя. «Как отрадно встретить святыню среди дремучаго леса! – писал
автор XIX в. – Часовенка стоит на самой розстани, между дорогами, ведущими в
Пудоско и на Челму. Нередко богомольцы и прохожие отдыхают у ней…»[5]. В августе
Другой древнейший в Каргополье – Александро-Ошевенский
монастырь – основан в XV в. Прп.
Александр Ошевенский (†1479), выходец из Кирилло-Белозерского монастыря, был, по словам из Олонецкого патерика, для Каргополья тем
же, чем для Московской Руси – Сергий Радонежский, а для северной – соловецкие
чудотворцы Зосима и Савватий. Его обитель – «общая матерь» более 6 монастырей,
бывших в Олонецких и Архангельских пределах: из нее вышли многие иноки и
священноиноки, зачинатели каргопольских пустыней; постриженником выходца из
Ошевенского монастыря Пахомия Кенского был и прп. Антоний Сийский, впоследствии
ушедший в новгородские земли. Поэтому прп. Александр почитался как строитель
Русской северной земли и покровитель Каргопольского края, «похвала нашея страны
Онежския северныя земли». В XVI–XVII вв. он был «всеместно чтимым святым», в XIX в. – местно чтимым. В приделе прп.Александра монастырской
Сретенско-Успенской церкви над его мощами (почивали под спудом) находилась рака «красного дерева с бронзою и
четырьмя по сторонам клеймами медными посеребренными, на верхней кипарисной
деке изображен прп.Александр во весь рост»[6]. Особенно
многочисленные собрания народа в монастырь бывали дважды в год: в 1-е
воскресенье Петрова поста, когда чествовался «по здешнему общенародному
названию праздник Богомоление», и 6 декабря – день памяти cвт.Николая Чудотворца;
в день Богомоления в монастырь «из города Каргополя приходил соборне крестной
ход с величайшим числом народа». В начале XX века в монастыре возрождалось
знаменное пение с канонаршением, поклонником и участником которого был сам
настоятель[7].
Прп.Александр Ошевенский – один из самых почитаемых в
Каргополье святых, отношения с ним у местных жителей, можно сказать,
родственные. В округе монастыря и поныне множество
связанных с Ошевенским чудотворцем святынь и
воспоминаний. Среди них – пять почитаемых камней, расположенных по
Ошевенскому тракту (дороге в монастырь из Каргополя): по легендам, преподобный
ступал или отдыхал на них. Вблизи монастыря – у большого (4х3х1,5 м) гранитного
валуна, лежащего в сосновой роще, рядом со Святым озером, на берегу которого
стояло 4 креста, – служились молебны свт.Николаю 9 мая (по ст.ст.), на которые собирались
из округи в радиусе 60–80 верст; для излечения болезней ног молящиеся наступали
босыми ногами на след прп.Александра. На кресты для исцеления головы, частей
тела, ног «по завету» вешали полотенца, платки, отрезы, передники, к подножию
ставили ботинки. Роща почиталась священной, а вода в озере – целебной. Сухое
русло р.Халуй, протекавшей вблизи монастыря и ушедшей в землю («исчезающая река»),
по преданию, образовалось в результате наказания прп.Александром местных крестьян
за негостеприимство: «Будете жить у воды без воды» – напророчил им преподобный;
здесь тоже стояли 3 креста. А крестьяне д.Поздышевской, в которой находились
часовня, крест, почитаемый камень и святой источник, имели даже особое
прозвище, связанное с деятельностью преподобного, – «неблагословенные»: по
легенде, они не дали святому земли под монастырь[8].
В
Не только
монашеством, но и стойкими приходскими традициями был славен Русский Север. На
самом берегу Лекшмозера стоит древнейшая в округе церковь апп. Петра и Павла. Еще
в конце XVI века рыбаки поставили на месте, где, по легенде, из озера выплыла
икона первоверховных апостолов, деревянный, видимо, шатровый храм. В 1823 году
древняя церковь сгорела, и вскоре жители построили новую – каменную, в
классических традициях, которая и дошла до наших дней. Строилась церковь,
по-видимому, по типовому проекту, присланному из епархиального центра, но, как
было обычным тогда, радением и преимущественно на средства местных крестьян. Иконы
для ее иконостаса написал представитель вельской династии мастеров церковных
дел (каменщиков и иконописцев) Шаминых из Вологодской губернии[10]. Все
эти века церковь была главной, а долгое время и единственной в обширном
приходе. Она неотлучно сопровождала многие поколения крестьян, одухотворяя и
украшая их жизнь от рождения до смерти: встречала и крестила младенцев, венчала
молодежь, вступающую в брак, благословляла на всякое ответственное дело,
провожала умерших в последний путь, молилась о живых и мертвых. Она воспитывала
и просвещала, не давая погрязнуть в грехах и забыть о душе, утешала в скорбях и
помогала в заботах, освящала и наделяла высшим смыслом бытовую повседневность.
В престольный праздник, день апп. Петра и Павла (12 июля), по-здешнему
«Петровки», в церковь приходили со всего обширного прихода. После торжественной
утренней службы служили молебен с водосвятием, для чего в озере устраивали
особую купальню, называемую «Иорданью»: в ней купались «заветники» – те, кто,
молясь об исполнении разных просьб, в частности об исцелении, давал обет. На
Пасху лекшмозерское духовенство ходило по всему приходу целую неделю, служа
молебны в каждом доме; при этом носили почитаемую икону Божией Матери, почему
так и говорили: «Богородица ходит». К этому торжественному моменту хозяева
тщательно мыли весь дом – от стен и пола до посуды и утвари, на столе
расстилали домотканую и расшитую «пасхальную» (не использовавшуюся больше ни в
какой другой день) «скатерётку», на нее клали свежевыпеченные «мякушку ржаную и
пшеничную», другую выпечку, яйца, которые освящались в ходе молебна. Крестьяне одаривали
духовенство хлебами, их набиралось целые возы[11].
В XX
веке над церковью пронеслось немало печальных и трагических событий: закрытие,
арест причта, разграбление, использование под склад, запустение. Но все те же
кресты старинного погоста и нависающие над ними купы деревьев, все та же гладь
озера, отражающая храм, те же рыбацкие лодки на берегу… Кажется, что вдруг, как
встарь, зазвонит колокол, призывая прихожан к молитве или указывая рыбакам,
застигнутым непогодой на озере, дорогу домой. Сегодня все мы – эти
заблудившиеся в буре рыбаки, прокладывающие путь по едва слышимым звукам
колокола. Делают это и лекшмозеры: в селе зарегистрирована православная община,
которая восстанавливает бывшие в округе часовни и кресты, проводит разрешенные
мирянам службы. Местным жителям помогают москвичи (и.о. председателя общины
москвич Александр Владимирович Кузин), прошедшие школу жизни в реставрационных
работах на каргопольских храмах. В храмовые праздники силами раньше московских,
а теперь и местных, из других каргопольских приходов, священников проводятся
богослужения, на которых, как встарь, люди могут поклониться и помолиться своим
старинным заступникам и покровителям. Помогают и сотрудники Кенозерского
национального парка (директор Елена Флегонтовна Шатковская), на чьей территории
находится храм. Но капитальный ремонт церкви апп. Петра и Павла идет медленно из-за
скудости средств, которые приходится изыскивать в Москве: восстановление
каменных сооружений местным жителям сегодня не по силам.
Лекшмозеро и Россия,
малое и великое, капля и океан. Но как капля росы может отразить огромный мир,
так и в малой волости запечатлелась богатая история Русской земли. Сегодня путь
в Лекшмозерье, хотя и неблизкий, все-таки не такой уж и трудный: ночь в поезде,
час в комфортабельном автобусе, еще 2 часа в автобусе попроще. Выйдя к озеру,
увидишь церковь апп. Петра и Павла. Но восхождение на духовные вершины дается
сложнее. Оно требует невидимого миру труда по созиданию храма в своей душе,
осмысления связи с миром, осознания своей ответственности.
Перед величественной
северной природой и священной каргопольской землей.
Перед жившими до нас,
живущими ныне и идущими после нас.
Перед прпп. Кириллом
Челмогорским, Александром Ошевенским и апостолами Петром и Павлом.
Перед Богом, давшим нам
дар жизни, вечную душу и чуткость к Истине.
Преподобные отче Кирилле
и отче Александре, апостолы Петре и Павле, молите Бога о нас!
[1] Никодим, архимандрит. Олонецкий патерик. Петрозаводск, 1910.
[2] Гунн Г.П. О ели и Челмогорской пустыни. // Каргополь. Историческое и культурное наследие. Материалы научно-практической конференции, посвященной 850-летию города Каргополя. Каргополь, 1996. С. 111–127; Геннадий Русский. Клейма к иконам северорусских святых. М., 2002. С. 8–46.
[3] Макаров
Н.А. Население Русского Севера в XI–XIII вв. М.,
[4] Государственный архив республики Карелия (ГАРК). Ф.25. Оп.12. Д.35/1. Л.25.
[5] Историко-статистическое и
археологическое описание Челмогорской мужской пустыни. Под ред. И.Токмакова. М,
[6] ГАРК. Ф.25. Оп.12. Д.35/1. Л.24об.–25.
[7] Паломничество учеников
сельских школ в Ошевенский монастырь. // Олонецкие епархиальные ведомости
(ОЕВ). 1900 №
[8] Макаров Н.А., Чернецов А.В. К изучению культовых камней. // Советская археология. 1988 № 3. С.86–88. Шевелев В.В. Культовые камни в Каргополье. // Российская археология. 1992 № 2. С. 57–58; Галиневич Л. И да откроется вам. // Коммунист. 24.12.1991.
[9] Сидоров В.Е. Ошевенский
монастырь. // Строитель коммунизма. 19.3.1988; Ажгибеков Т. Обыск у монахов. //
Каргополье. 22.12.1992; ПМА.
[10] ГАРК. Ф.25. Оп.16. Д.33/1. Л.53; Государственный архив Архангельской области (ГААО). Ф.29. Оп.40. Д.3. Л.74; Ф.1481. Оп.1. Д.491. Л.83.
[11] Мелехова Г.Н., Носов В.В. Традиционный уклад Лекшмозерья. Ч.2. М., 1994. С.132–135.