Отчет
об экспедиции Мелеховой Г.Н.
в Няндомский, Каргопольский и Плесецкий районы Архангельской области
Тема
экспедиции: «Современные православные
приходы на Русском Севере».
Место
проведения: приходские православные
общины Няндомского, Каргопольского, Плесецкого районов Архангельской области.
Сроки
проведения: с 7 августа по 21 августа
Состав
экспедиции: Мелехова Г.Н., 1 человек.
Маршрут
экспедиции: пос. Няндома – г. Каргополь
– пос. Казаково – с. Ошевенское – с. Река – с. Ухта – с. Кречетово – с. Лекшма
– поворот на Кирилло-Челмогорскую пустынь на Пудожском тракте – с. Архангело – с.
Вершинино (Кенозерье) – с. Измайловская (Кеноречье) – с. Конево, всего 13 нас.
пунктов; в ходе бесед получены сведения о приходской жизни в сс. Лекшмозеро,
Лядины, Печниково Каргопольского района, с. Усть-Поча, пос. Плесецкий, с. Федово
Плесецкого района, пос. Коноша, д. Холм Приморского района, д. Гора Устьянского
района, пос. Сосновня Пинежского района (все – Архангельская обл.), с. Колодозеро
Пудожского района Карельской республики, т.е. еще в 11 нас. пунктах.
Опрошено около 60 человек. Результативности экспедиции
способствовали совпавшие с ее сроками массовые действа: освящение креста у
поворота на Кирилло-Челмогорскую пустынь на Пудожском тракте и организованные
Кенозерским национальным парком (далее – КНП) в Вершинине ІІ Кенозерские чтения;
на них съезжались многие руководители приходских и сельских общин разных районов
Архангельской области, занимающихся в т.ч. строительством или восстановлением храмов
и часовен.
В соответствии с темой экспедиции, как и прежде,
исследовалась приходская православная жизнь, но, в отличие от предыдущих лет,
был сделан акцент не на массовые проявления религиозности, а на деятельность тех
личностей, которые обустраивают храмы или часовни и организуют в них
богослужения силами местных священников. Новым направлением работы были беседы
со священнослужителями, окормляющими приходы, в т.ч. благочинным священником
прот. Владимиром (Кузивом). Это способствовало углублению понимания проблем
приходской жизни на Русском Севере и путей их решения.
В ходе экспедиции исследовались проблемы:
1)
строительство
храма, общины в контексте общего возрождения деревни;
2)
«внешний» храм (строящийся
не живущими в селении постоянно) в местной жизни;
3)
роль священника в
приходской жизни;
4)
«народная»
религиозность;
5)
воспитательная
деятельность прихода и курс «Православная культура».
Экспедиционные исследования подтверждают ранее
сделанный вывод о расширении и упрочении процессов возрождения православных традиций.
Повсеместно сооружаются и освящаются новые часовни, кресты. Лишь за один
прошедший год на данной территории автор выявил 4 вновь поставленные часовни и
крест: 30 октября
Расширяется приходская жизнь вокруг церквей: по
сообщению благочинного священника прот. Владимира, сегодня в благочинии,
включающем 3 района, зарегистрировано около 32 общин, почти в каждом крупном
населенном кусте деревень. Только в Каргопольском районе существует 15
православных общин: 2 в Каргополе (Рождества Богородицы и Рождества Иоанна
Предтечи) и 1 вблизи него (в Казакове), 6 по Петербургскому тракту и на
побережье оз. Лаче (в Лекшме, Тихманьге, Ухте, Кречетове, Хотенове, Калитинке),
3 на север от Каргополя (в Реке, Ошевенском, Архангело), 3 по Пудожскому тракту
(в Лядинах, Орлове, Лекшмозере). Из всех них автор ни разу не был в 3-х общинах
– в Тихманьге, Хотенове, Калитинке. Еще 2 общины готовят документы к
регистрации.
Все чаще община считает своей задачей не только возрождение
церкви и церковной жизни, но и преодоление духовного и экономического кризиса,
в котором находятся сегодня русские села и деревни. Так формулировала свою
позицию в сентябре
Эдуард Иванович очень трепетно относится к храму («я
чувствую, как он мне отзывается»), тщательно продумывает каждую деталь: цвет
куполов и кровли, формы деревянных панелей, хоров, свечной лавки, другие
особенности интерьера (по некоторым из них в общине были даже разногласия, в
ходе которых Эдуарда Ивановича обвиняли в самовольстве и произволе), заботится
об ансамблевости убранства. В храме все художественно осмыслено и красиво, нет
никакой пестроты и разнобоя, нередко возникающих из-за неизбежной ныне
бедности, из открытого помещения часто доносятся звуки воспроизводимых на
магнитофоне духовных песнопений. Эдуард Иванович привез заброшенный иконостас
(из разрушенного храма), отскоблил и покрасил его, нашел мастера для
изготовления по собственному проекту Царских врат. Вообще почти все он делает
сам: чистит и красит, штукатурит и белит, плотничает и даже поновляет росписи,
и нередко ощущает помощь Господа. «Случайно» он обнаружил и расчистил остатки
росписи (ныне обновленной с помощью студентки Надежды Корзиной) в алтаре. Поновляя
росписи евангелистов на имитирующих паруса углах четверика храма, Эдуард
Иванович долго не мог ухватить форму облаков, пока однажды на закате купы
облаков не понеслись по небу, и он осознал, что это Господь ему показывает,
какие облака должны быть на росписи. Высоты лестницы хватало только до
изображений евангелистов, до изображений ангелов и звезд на самом куполе дотянуться
было невозможно, и вдруг они стали самопроявляться. Эдуард Иванович – очень
серьезный, даже замкнутый, требовательный к слову человек. В ответ на мое изумленное:
«так вы мечтаете восстановить и второй храм?» (в нем кровля трапезной
обвалилась, полов нет, помещение загромождено полуразвалившимся оборудованием) я
услышала: «Я, девушка, не мечтатель. Вот они – мечтатели, кто думают, что
придут реставраторы и все им сделают. А я не мечтатель, я делатель. В этом году
временно закроем стены, чтобы кладка дальше не разваливалась. А на будущий год
начнем второй храм».
Конечно, Э. И. Изотов работает не один: ему сочувствуют
и помогают члены семьи – жена, дети. Практически все средства от его
адвокатской практики идут на храм: «я никогда так бедно не жила, как сейчас», –
замечает Людвига Павловна. В числе состоятельных помощников управляющий банком
в Архангельске член общины Евгений Константинович Горбунов, не требующий
возврата когда-то данной в долг крупной суммы. Помогают и другие члены общины,
односельчане, школьники – работают на субботниках, разводят цветы у входа в
храм. Но созидание храма должно получить массовую поддержку – всех, а не
отдельных лиц. «Если бы каждый пришел и покрасил по одному метру, метров бы не
осталось», – говорит Эдуард Иванович. Главной своей задачей он считает выстраивание
не стен, а именно душ людей. Поэтому он отказывается от публикации счета общины
в изданиях («мне такие деньги не нужны»), считая, что церковь должна вырасти в
душах самих местных жителей. Нужно восстановить умение человека работать, брать
на себя ответственность, замечать и исправлять безобразия, созидать вокруг себя
порядок и красоту, участвовать в общем деле, бескорыстно (а не за деньги или
бутылку) помогать друг другу. Нам самим, говорит Эдуард Иванович, надо понять:
мы в государстве, мы его строим, будет, какое захотим. «Тогда и государство
будет, которое нам нужно, а не то, которое у нас сегодня», – считает Эдуард
Иванович. Поэтому он является и депутатом районного собрания.
Заботы о храме как пути к восстановлению жизни села в
целом фиксируются и в других селениях. В течение уже многих лет одним из
главных жертвователей прихода церкви Покрова Богородицы пос. Казаково
(настоятель иером. Феодосий Курицын) является предприниматель (владелец
пилорамы) Виталий Витальевич Нехорошков (1959 г. р.). Родившийся в Каргополе и
закончивший Архангельский лесотехнический институт, из детства он вынес
атеистическое мироощущение, но, как и председатель приходской общины Михаил
Александрович Кудрин, считает: будет храм – будет и жизнь. Виталий Витальевич
пока дистанцируется от церковной жизни («я от церкви далек») и настороженно
относится к активным проявлениям веры – посещению служб, исповеди и причастию,
соблюдению постов, но воцерковлены его жена, сын. Да и собственный пытливый
поиск истины, надо думать, приведет его к храму. Это – мнение и священника
Казаковского прихода иером. Феодосия.
Глубоко и ответственно относится к созданию прихода председатель
сельской (не приходской) общины д. Холм Катунинского сельсовета (под
Архангельском) Виктор Степанович Садков (1945 гр., выпускник Архангельского
пединститута, учитель истории и английского языка на пенсии). Он возглавляет не
религиозную, а сельскую общину и занимается, в основном, земельными,
землеустроительными, хозяйственными вопросами. Но лет 6 назад, когда сгорела
церковь, община, посетовав, что не смогла сберечь церковь, расчистила место и
решила, что оно должно остаться святым, не должно быть забыто. Для начала
изготовили и установили крест. 12 июля
В. С. Садков познакомил с опытом своего знакомого москвича
Сергея Карасова, который в конце 1990-х годов возглавлял общину в Миньской
сельской администрации (23 деревни) Устьянского района Архангельской области.
Занимаясь вопросами развития села (хозяйством, туризмом, краеведением), охраны
от несанкционированной вырубки леса, С. Карасов, молодой по возрасту человек,
учитель биологии, тоже пришел к необходимости построить церковь. Построив
деревянную рубленую церковь, освятив ее, жители создали и общину.
Почти всюду главным делом общины продолжает оставаться
ремонт или строительство и обустройство храма. Активно функционирует приход в
с. Река (церковь вмч. Георгия, окормляется иер. Виктором Пантиным),
возглавляемый Юрием (Георгием) Александровичем Тишининым (1946 гр.); его верной
помощницей является жена Тамара Николаевна Антипина (1949 г. р.). Супруги
приехали в село из Архангельска, построили дом и о ремонте заброшенного и
открытого всем ветрам храма поначалу не помышляли. Однажды вечером к ним
постучался иером. Феодосий (Змушко, тогдашний настоятель церкви ап. Иоанна
Богослова расположенного в
Соратниками Тишининых является семья, тоже бывших
архангелогородцев. Прихожане Речно-Георгиевского прихода собираются в церкви во
все праздничные и воскресные дни. В канун Преображения Юрий Александрович купил
в Каргополе яблоки и груши, которые после окропления святой водой в день праздника
раздавал всем присутствующим.
Важным направлением деятельности Речно-Георгиевской общины
является работа с детьми, включая приезжающих в село на лето. С детьми ходят в
походы (зимой на лыжах) к местным святыням (крестам и часовням, стоящим в
лесной глуши, родникам, почитающимся святыми), играют в спортивные игры,
устраивают праздники, чаевничают. Такой работе способствует то, что Тамара
Николаевна всю жизнь проработала воспитателем детского сада. Воспитательная
деятельность прихода нашла поддержку и покровительство москвички Марины Липихиной;
она высылает заготовки для рукоделий (кружок работает в местной школе), одежду
и обувь, книги и др., жертвует и деньги. Дружеские связи наладились и с
московским приходом церкви Троицы в Серебренниках, который помогает утварью,
иконами, литературой, делится опытом.
Уже 2-й год Тишинины берут к себе на каникулы (зимние
и летние) мальчика (сначала одного, потом другого) из Каргопольского детского
дома. Фотографии из семейного альбома (отдельный комплект приготовлен для
передачи мальчику) с любовью запечатлели моменты жизни ребенка в этой радушной
семье: утреннюю молитву, обливание из ведра (вместе с дядей Юрой), раскатывание
теста для пирогов, работу на огороде, летний поход с другими детьми, чаепитие
(из блюдца, как дядя Юра), чтение книги (у ребенка проблемы с учебой), засыпание.
Воспитательную работу среди детей сегодня ведут многие
и в разных приходах. Татьяна Николаевна Седунова (1962 г. р.) с Пинеги, частный
предприниматель, является учредителем негосударственного образовательного
учреждения НОУ «Оздоровительный лагерь “Кучкас”» (Пинежский район). Она
действует как частное лицо, по благословению духовника. Перестроечные реформы
застали ее директором дома культуры; чтобы выжить и прокормить троих детей, она
была вынуждена заняться торговлей («сначала стыдно было»). В результате ее материальное
положение поправилось, но она почувствовала, что, занимаясь только этим, она как
творческий человек «потихонечку умирала». Поэтому появлявшиеся свободные деньги
она стала направлять на культуру, которая и всегда-то может существовать только
«выпрашивая денег». «Случайно», еще не зная зачем, из ностальгических чувств,
она купила заброшенную школу без окон: Кучкас – место, где прошла ее юность, где
она девочкой отдыхала сама. Ремонт, обустройство, а затем общая жизнь с соратниками,
детьми, их родителями, формирование православного содержания отдыха и стало
смыслом ее жизни. Впервые в отремонтированное помещение она пригласила два
коллектива, с помощью которых провела творческую мастерскую фольклора. Сегодня
лагерю уже 10 лет. В него приезжают дети и взрослые из разных мест, в т.ч. из
Москвы и московских приходов. Для взрослых – пребывание в лагере платное, для
детей – по большей части бесплатное. Многое Татьяна Николаевна продолжает делать
на собственные средства. «На юбилей съехались 102 гостя, всех кормлю. Они
радуются, и мне радостно», – рассказывает этот удивительно деятельный, энергичный,
открытый, доброжелательный, гостеприимный человек, обладающий разными талантами
– в частности, она поет в народном хоре.
О своем воцерковлении Татьяна Николаевна рассказывает,
что в
Огромную роль в приходской жизни играют сельские священники,
которых в Каргополье совершенно недостаточно для полноценной духовной жизни.
Правда, с другой стороны, как замечает благочинный о. Владимир, сегодня не
всякий приход сможет обеспечить содержание собственного батюшки. На территории,
традиционно относящейся к Каргополью (нынешние Каргопольский, Няндомский и
южная часть Плесецкого района), сегодня служит 8 священников: митрофорный
протоиерей Борис (Коробейник) в г.Каргополе, иер. Виктор (Пантин) в Ошевенском
и г. Каргополе (церковь Рождества Иоанна Предтечи), иером. Феодосий (Курицын) в
Казакове, иереи Олег, Василий, Сергий в Няндоме, иером.Илия в Коневе,
иер.Максим в Плесецке. Все батюшки, кроме собственной общины, опекают по целому
ряду приходов: ошевенский о.Виктор – в с.Река, с.Архангело, селах по Пудожскому
тракту (Лекшмозеро, Лядины, Орлово); казаковский иером.Феодосий – в селах по
Санкт-Петербургскому тракту и по побережью оз. Лаче (Лекшма, Тихманьга, Ухта,
Кречетово, Хотеново, Калитинка); няндомские иереи – Нименгский приход по трассе
Няндома – Каргополь и в удаленных селах восточной части района (Моша, Воезеро,);
коневский иером. Илия – в с. Измайловская (Лешино), с. Вершинино (контакты пока
не налажены), с. Федово (заканчивается строительство церкви свт. Николая), а
также выезжает по приглашениям в деревни, разбросанные по всему Кеноречью.
Обширную деятельность ведет иер. Виктор (Пантин),
приехавший в Каргополье из Петербурга. О. Виктор – коренной петербуржец, потомственный
интеллигент, выросший на классической музыке (идя в консерваторию, он впервые и
заглянул в храм), выпускник Санкт-Петербургского университета, кандидат
филологических наук, специалист по классической русской литературе XIX –
начала XX в.,
преподаватель французского языка. Он – духовное чадо известного петербургского
батюшки прот. Василия (Лисняка) и начал священническое служение в родном городе.
О. Виктор – настоятель 2-х храмов: церкви Рождества Иоанна Предтечи в г. Каргополе
(на Соборной площади) и церкви ап. Иоанна Богослова в с. Ошевенское,
расположенной в
Совершенно другого типа община Иоанно-Предтеченской
церкви, создававшаяся о. Виктором «на пустом месте», «с нуля». Церковь
принадлежала музею, использовалась для хранения и экспонирования музейных собраний,
была передана Русской Православной Церкви в конце 90-х годов, но фактически не
использовалась по назначению и никаких непрерывных православных традиций не
имела. Более того, все осознанные религиозные потребности жителей
удовлетворялись другой церковью города – Рождества Богородицы – единственной во
всем Каргополье действовавшей в советские годы. Поэтому о. Виктору, в его
хождениях с бумагами по инстанциям, не раз пришлось отвечать на вопрос «Зачем,
если уже есть действующая церковь?» В первое время порой в храме некому было
вымыть полы, стоять в церковной лавке, присутствовать в храме в будние дни,
когда он просто открыт для посещений; выручали пришедшие на помощь прихожане о.
Бориса. Община собиралась постепенно, в нее приходили разные люди: кто-то уже
имел опыт приходской жизни, полученный в каргопольской, няндомской церквях, но
немало и вновь пришедших; кого-то привел прп. Александр Ошевенский (ведь один
из приходов о. Виктора расположен рядом с монастырем, основанным святым),
особенно после празднования 525-летия его памяти в мае
Расстояние от Ошевенского до Каргополя (по местным
меркам, значительное –
В приходах о. Виктора, служащего всего 2 года, немало
мужчин, молодежи, детей. Его алтарник в Ошевенском храме – местный 11-классник
Николай, после окончания школы предполагающий получать историческое
образование. Водитель о. Виктора – недавно отслуживший в армии Александр
Боборыкин (1984 гр.) собирается учиться в духовной семинарии. О. Виктор внимателен
и к местным традициям: у старейших жителей записывает молитвы, напевы, духовные
стихи (сегодня их сохранилось мало), поддерживает установившиеся исстари
крестные ходы и службы в часовнях. Он ко всем очень внимателен и заботлив, особенно
ласков к детям, но как духовник, как рассказывают, довольно строг («а как же
иначе?», – замечает одна из его духовных чад). Требовательно относится он к уровню
подготовки крестных в таинстве крещения: «я ребенка рожу в духе – родители
родили его по плоти – а кому передам? с меня Господь спросит», – говорит он
кандидатке в крестные без креста и не знающей «Отче наш». Крещение в городском
приходе о. Виктор проводит за пожертвования, кто сколько может дать, возможно и
бесплатно; также принимаются записки на поминания и выдаются недорогие свечи.
Много внимания уделяет работе с детьми, в т.ч. в
няндомском специнтернате, где живут дети-правонарушители, в приходе организована
воскресная школа. Во время работы экспедиции в Ошевенском открылся православный
детско-юношеский оздоровительно-трудовой лагерь, в котором в течение 20 дней жили
около 20 человек от 12 до 19 лет из села, Каргополя, Няндомского специнтерната
(14 человек), Петербурга. Подростки 3 часа в день работали по очистке
территории Ошевенского монастыря, в котором сегодня в отремонтированной келье
живет 1 трудник. На открытие лагеря все шли крестным ходом из церкви Иоанна
Богослова в монастырь, где состоялся молебен, выступили представители районной администрации
и отдела образования, директор местной школы (в ней кормили детей). Лагерь жил
и трудился под Андреевским стягом и под покровом прп. Александра Ошевенского,
директор лагеря учитель А. В. Триханин. День начинался с молитвы, зарядки и
линейки; вместе с молодыми наставниками подростки играли в спортивные игры, ходили
в походы к местным святыням, смотрели видеофильмы, участвовали в богослужениях
в выходные и праздники, несколько человек были окрещены в водах р. Чурьеги. В
конце смены всех ожидал сюрприз: организаторы изыскали возможность вручить каждому
небольшую «заработную плату».
Напряженна и разнообразна жизнь иером. Феодосия. О
завершении казаковцами капитального ремонта каменной церкви Покрова Богородицы,
оснащении ее иконостасом, иконами, богослужебными книгами, колоколами, а также
о назначении в приход священником иером. Феодосия уже сообщалось в прошлом году.
Прихожане купили батюшке дом в поселке (в километре от погоста и храма, на
самом погосте сегодня никто не живет). Иером. Феодосий родом из Архангельска,
закончил Холмогорское художественное училище, профессиональный резчик,
постриженик Атониево-Сийского монастыря. Он имеет легкий, веселый характер,
часто шутит, даже и ругает весело, журит, о трудностях не распространяется,
свою жизнь характеризует, как у Христа за пазухой: священники часто вынуждены
заниматься строительством, жить где попало, а у меня, говорит он, все есть:
прекрасный храм, удобный дом – живи да служи; куда ни приеду – везде кормят,
поят да с собой дают. Слушая батюшку, можно подумать: «не жизнь, а малина»;
между тем иером. Феодосий, помимо своего, окормляет еще 6 приходов и ведет
фактически жизнь на колесах.
Много внимания он уделяет строительству возле храма приходского
дома, который задуман как культурный и ремесленный центр, в котором будут
помещения для занятий воскресной школы, библиотека, мастерские, регентская
школа. По замыслу, дом должен стать еще и пустынькой, подворьем
Атониево-Сийского монастыря, в нем запланированы кельи для 1 – 2-х монахов. Это
– отклик на нужды прихода: в нем появился свой монах Кирилл, в миру Михаил
Александрович Кудрин, председатель Казаковской общины. В декабре
Много тревог у иером. Феодосия вызывает 2-й храм
погоста – деревянная шатровая церковь XVIII в. Рождества
Христова. Очень хочется батюшке отслужить в храме рождественскую службу. Сам
храм пока стоит, но придел, находившийся в трапезной, обвалился. Иером. Феодосий
организовал разборку завалов – за что, между прочим, на него написали жалобу –
мол, священник разрушает памятники культуры. В Каргопольском музее над этим
только посмеялись, но, как положено, в приход выезжала комиссия. Один из
знакомых специалистов иером. Феодосия обследовал состояние шатрового храма и
сделал заключение, что сам шатер цел, но у восьмерика, на котором он держится,
подгнили и требуют замены два венца. Это можно осуществить или разобрав шатер
(что и советует делать специалист, ибо это дешевле), или вывешивая шатер с
помощью специального дорогостоящего оборудования. В принципе, такое
оборудование имеется в Кенозерском национальном парке, но ведь, кроме согласия
на его использование, необходимы еще и специалисты, умеющие с ним работать. Между
тем никаких средств на этот храм ни в приходе, ни в районе, ни в области нет.
Иером. Феодосий работает и с молодежью: этим летом на
погосте вблизи храма около 2-х недель жили и работали трое выпускников
Архангельского Поморского университета. Они пока мало воцерковлены, но
интересуются духовными проблемами. О.Феодосий часто приходил и беседовал с
ребятами, следил за их настроением и состоянием, в выходные возил по
каргопольским святыням.
Процессы возрождения духовной жизни идут и в других
приходах, окормляемых иером.Феодосием. Восстановить деревянную церковь,
сгоревшую лет 8 – 9 назад, постановил сельский сход в с. Лекшма. Ездили
смотреть храм в Ухте, о.Феодосий предложил в качестве образца небольшой храм
ап. Андрея Первозванного, построенный на Заячьем острове на Соловках: четверик,
завершенный 4-хскатной кровлей, на ней миниатюрный восьмерик, увенчанный
луковичной главкой, с востока невысокий алтарный прируб. Председателем новой общины
стала Янкина Любовь Борисовна (1962 гр.). Поначалу работали с большим подъемом
– по выходным, выходили на субботники: так расчистили место, сами заготовили
лес, срубили 1-й венец. Работами руководили Брянцев Александр Борисович и
Кузьмин Алексей Борисович. Правда, дальше дело пока застопорилось: то летняя
страда в лесу и в огороде, то осенняя уборка картошки… Большую заботу о строительстве
проявляет Анатолий Васильевич Брянцев (1938 гр.), некрещеный член общины: он
решил креститься в нововыстроенном храме. Он уже на пенсии и поэтому имеет
больше свободного времени. «Вчера съездили, моху надрали, – рассказывает он. – К
ребятам (другим строителям) заходил, те работают на заготовке кормов. А самому
бревно не закатить».
В Тихманьге, где автор пока не был, местные жители
оборудуют домовый храм.
Всегда энергичен и деятелен священник Няндомского
храма свв. Зосимы и Савватия Соловецких – иер. Олег. Он приехал тоже из
Петербурга, где закончил 3 курса университета, получая экономическую
специальность. О.Олег живет под Няндомой с семьей, имеет 4-х детей. В его
ведении находится еще один няндомский лишь обустраивающийся храм – свт. Вениамина,
митр. Петроградского и Гдовского. Еще недавно о.Олег разъезжал по окрестностям
на мотоцикле, теперь у него автомобиль. Автор застал совершение о.Олегом таинства
венчания молодой супружеской пары (имеющей уже двоих детей) из Мирного (в
Няндоме живет мать мужа). Няндомский приход расположен у ж/д станции, поэтому в
храм нередко приходят разъезжающие по России по разным мотивам «православные
странники». На попечение о. Олега нередко перекладывают своих детей живущие
вблизи храма семьи пьяниц. Всех их по возможности принимают, кормят. О. Олег
воспитал уже 2-х священников из местных жителей – о. Василия и о. Сергия. О. Сергий
– родом из Прибалтики, собирается получать духовное образование.
Каргополье дает ряд примеров по строительству храма,
часовни, организации прихода людьми, не живущими в селениях постоянно, но
заинтересованными в сохранении и возрождении в них жизни. Это – выходцы
северных деревень, переехавшие или перевезенные в детском возрасте в крупные
города – Москву, Петербург, Архангельск и др., а также иногородние, у которых с
Севером существуют не кровно-родственные, а духовные связи. К числу таких
приходов относится с. Лекшмозеро, в котором председателем общины является
москвич Кузин Александр Владимирович, по инициативе и в значительной степени
усилиями которого община и зарегистрирована; он же организует службы в храмовые
праздники с помощью московских и местных священников. Каменный лекшмозерский
храм, как уже не раз отмечалось, реставрируется полностью на средства,
собранные тоже в Москве. При весьма доброжелательных, а нередко теплых и
добросердечных отношениях (период взаимных упреков, отторжения, непонимания был
давно пройден – москвичи обосновались в этом приходе 18 лет назад) собственно в
храм – убирать, ухаживать за ним, посильно помогать строительству, участвовать
в организационных хлопотах по его становлению, наконец, молиться в нем –
лекшмозеры трудоспособного возраста не спешили. Лишь престарелые жительницы
были бесконечно благодарны за возможность участия в богослужении, исповеди,
причастия. В какой-то момент А. В. Кузин даже высказывал мнение, что именно он,
а еще раньше организатор первых реставрационных отрядов в приходе Д. А. Соколов
(сам человек осознанно некрещеный и неправославный) способствуют духовному
оживлению села, несут в Лекшмозеро (как это ни парадоксально) православие.
Первой удалось включить в работу местную интеллигенцию – школьных учителей,
причем приход существенно помогал школе – купил комплект учебников, мячи, другой
инвентарь; силами учителей была организована воскресная школа, предпринимались
попытки наладить занятия по богослужебному пению (А. В. Кузин высылал
соответствующие кассеты). Но, как заметил окормляющий ныне этот приход о. Виктор,
еще не значит, что вслед за учителями в храм пойдут рядовые жители, ибо разрыв
между ними в местном общественном сознании существует. Еще и теперь (летом
Сходный круг проблем фиксируется в с. Колодозеро
(Пудожского района Карельской республики), где на средства других москвичей
строится деревянная шатровая церковь Рождества Богородицы. Строительство
ведется с
Еще один пример – уже действующая церковь Покрова
Богородицы в с. Ухта (окормляется иером. Феодосием). Организация и
строительство деревянной шатровой церкви по проекту московского архитектора А. Л.
Павловой в значительной степени финансировались москвичкой Поповой Людмилой
Викторовной. Она уехала в Москву подростком, закончила там школу, институт, вышла
замуж, родила ребенка, получила вторую специальность массажиста (а сейчас
учится на катехизаторских курсах Свято-Тихоновского института, получая второе
высшее образование). Уже в зрелые годы ее потянуло на родину, в село, где она
жила у бабушки. Выйдя на наволок в конце деревни, увидев простор и услышав
журчание реки на перекатах, она воскликнула: хочу здесь жить! Так она купила
здесь участок, начала строить дом. Бывая в селе, Людмила Викторовна все время
проезжала мимо порушенной каменной церкви, вид которой «царапал сердце». К
этому времени она уже начала воцерковляться, имела своего духовника, свои
любимые храмы в Москве и Подмосковье. Когда созрело решение строить храм на
Севере (на новом месте), неожиданно была получена сумма, которой хватало на
начальный период.
Сегодня строительство завершено, храм обустроен,
куплены колокола, проходят регулярные богослужения. Местные жители относятся к
храму по-разному: кто-то благодарен за возможность молиться и жить церковной
жизнью, кто-то недоволен расположением храма в конце деревни, говорит что-то
вроде: лучше бы она нам старую церковь отреставрировала. К сожалению, это позиция
деревенского жителя – что какой-то дядя должен прийти и все для них сделать –
встречается всюду. Так говорили и Э. И. Изотову в соседнем селе, примиряясь с
ним после размолвки: ладно, Иваныч, это нам не нужно, ты лучше нам храм
отремонтируй. Как говорит Людмила Викторовна, пересудов было много и во время
строительства, особенно много пришлось перенести председателю приходской общины
Власовой Нине Николаевне, которая живет в селе постоянно. Людмила Викторовна считает,
что в церковь ходит немного народу из-за недолжного поведения предыдущего
священника, что многих оттолкнуло от церкви.
Но проблема посещения служб и участия в церковной жизни
повсеместна. Храм, как бы спущенный с небес, доставшийся без особых трудов,
усилий, забот, долго отчуждается. Еще раз вспоминается народная пословица,
утверждающая, что церковь не в бревнах, а в ребрах, а также мудрый Э.И.Изотов,
отказывающийся от средств неизвестных благотворителей. А.В.Кузин указывает на
религиозную индифферентность населения активного возраста. Мне думается, что кроме
всех прочих причин, везде есть и проблема духовного состояния самих строителей,
которые оказываются ниже задуманного ими самими дела. Кроме того, местные
жители видят в них элементы чуждости, элитарности: наличие значительных по сельским
меркам средств, нетрудовой образ жизни, отрыв от хозяйственных занятий
(например, покупка, а не сбор ягод), и, констатируем с болью, пьянство. В
деревне это скрыть невозможно.
Пока подтверждает наличие проблемы «внешнего» храма и
возрождаемый усилиями петербуржца Калитина Владимира Александровича приход в
кенозерском с. Вершинино. В. А. Калитин имеет в Кенозерье родовые корни: его
отец жил в д. Мыза, где у Калитиных большой деревянный дом. Как уже
неоднократно рассказывалось, Владимир Александрович восстановил (силами нанятых
местных плотников из Усть-Почи) на Мызе часовню св.кн.Александра Невского,
заказал в Александро-Невской лавре для часовни икону с частицами его мощей, а
теперь прилагает усилия к восстановлению церкви Успения Богородицы в с.Вершинино.
Председателем зарегистрированной (в значительной степени стараниями Владимира
Александровича) общины является Чалова Лидия Ивановна, которую очень страшит
предстоящий ремонт храма. Приход находится на территории, окормляемой коневским
священником иером. Илией. По рассказам коневцев, попытка священника несколько
лет назад приехать в приход встретила отказ прихожан под предлогом, что в
приходе бывает московский священник (о.Владимир Кутикин из церкви Рождества
Христова в Измайлове, приезжает 3 раза в год). Отсутствие регулярного
богослужения приводит к тому, что члены общины не продвигаются в усвоении
культуры храмовых служб, в частности богослужебного пения, хотя регулярно собираются
в сельской часовне свт. Николая в воскресные и праздничные дни. На своих
молитвенных собраниях они лишь слушают чтение молитв председателем общины и
хором не поют «Господи, помилуй», не читают ни «Отче наш», ни Символ веры, ссылаясь
на незнание и неумение.
Еще один вопрос – о преподавании в кенозерской школе
предмета «Православная культура», о чем велись разговоры уже несколько лет и
священником о.Владимиром (он передал Лидии Ивановне книгу А.В.Бородиной), и
автором. Это казалось тем более естественно, что председатель общины Л. И. Чалова
– учитель-филолог. Но дело не трогалось с места. Проведенные этим летом беседы
автора с заведующей районным отделом образования и директором школы выявили
согласие их обоих на введение подобного курса. Лидии Ивановне переданы учебные
и учебно-методические материалы А.В.Бородиной, но и теперь она говорит: буду
вести, если ни от кого не будет возражений. Введен ли курс, пока не известно.
Таким образом, пока кенозеры в своей приходской жизни весьма пассивны.
Выводы
экспедиционного обследования
1.
Господь созидает
все новых делателей на своей ниве. Повсюду, чуть не в каждом крупном кусте
населенных деревень, есть проявления православных традиций: существует или
рождается православная община, ставятся кресты, часовни.
2.
Все яснее
осознается, что возрождение русской деревни тесно связано с духовной жизнью:
местные деятели, начинающие всерьез заниматься экономическими и социальными
проблемами, приходят к необходимости воссоздания духовной жизни и церкви,
часовни как ее оплота. Случается и обратное: главы приходов (Э. И. Изотов) идут
в местную власть.
3.
Новый импульс в
своем развитии получает приход с прибытием священника, задачами которого
традиционно являются духовное окормление и богослужения, заботы о храме, его
обустройстве и духовной литературе, углубление религиозных знаний и просвещение
прихожан, подготовка певчих на клирос. Деятельность современных священников очень
интенсивна (по необходимости окормления многих, разбросанных на территории до
сотни километров приходов) и насыщенна; они сплачивают прихожан и приводят
новых, в том числе духовных чад из мест своего прежнего служения, существенно расширяя
границы и функции прихода.
4.
Возникли новые
формы приходской жизни: совместные паломничества в монастыри, приходской дом
как творческий просветительский и ремесленный центр, пострижение в монашество, создание
православного (трудового, оздоровительного) лагеря и организация насыщенного
(духовно и физически) досуга детей, живущих в селе, взятие ребенка из детского
дома на каникулы.
5.
Ведется активная
работа с детьми по их духовно-нравственному воспитанию и просвещению на основе
соприкосновения с местными святынями.
6.
При общей
безусловной православной ориентации жителей массовой поддержки строительству и
посещению церквей пока нет: общины остаются довольно замкнутыми группами и
держатся усилиями подвижников и Божией помощью. Все еще есть, хотя и немного,
продолжающие разрушаться храмы и часовни.
7.
По проблеме
«народного православия» местные священники констатируют, что суеверия есть, но они
– не проявление исконной народной религиозности, а следствие абсолютизации магических
мотивов в годы оскудения духовной жизни, когда в понимании многих они стали ее
эрзацем.
8.
Фиксируется
большое значение «некоренных» для данной местности, несельских жителей,
переезжающих в села из северных городов по выходе на пенсию, а также уроженцев
этих мест, постоянно живущих в крупных городах – Петербурге, Москве. Важную
роль играют москвичи, не имеющие с Севером родовых связей, но служащие делу
православного возрождения. Существенна поддержка и «случайных» московских
благотворителей. Уроженцами северных городов – Петербурга, Архангельска, – а
также выходцами из западнорусских (Зап. Украины, Молдавии) и южнорусских
(Краснодара) земель являются и современные священники. Видимо, идет, так
сказать, реколонизация сельского Севера.
9.
В то же время существует
проблема вхождения в местную жизнь храма, поставленного и обустраиваемого в
селении извне (приезжими иногородними). При безусловной ценности открывающейся
при этом возможности богослужений и молитв эти храмы долго воспринимаются как неродные,
долго не становятся фактором народной жизни. Строить храм можно и чужим,
созидать его все равно должны сами местные жители.
10. Большую роль продолжают играть московские священники и
их прихожане, которые, приезжая с разрешения правящего архиерея, осуществляют
крещение, таинства и требы, помогают местным общинам иконами, духовной
литературой, обучают богослужебному пению. Некоторые из них имеют с местными
жителями постоянные дружеские контакты, связи между отдельными северными и
московскими приходами становятся традиционными.
11. В миссионерской работе необходимо соблюдать
максимальную тактичность и не смотреть на местных жителей как на аборигенов,
нуждающихся в духовном окормлении. Такие обычные, «дежурные» формы
миссионерской работы, как присылка литературы, не проходят, ибо духовную книжку
и всегда-то можно дать только тому человеку, который уже осознал в ней нужду.
Гораздо более успешной может быть совместная деятельность (пусть даже мирская),
совместное служение, совместное восхождение по духовному пути, ибо кто может
сказать, что он уже на вершине?
12. Сельская интеллигенция (из местных и приезжих), можно
сказать, пришла в храм. Правда, не всегда это служит примером для остальных
сельских жителей.
13. Главы Каргопольского и Плесецкого районных отделов
образования, а также директор Вершининской средней школы положительно относятся
к введению в школе факультативного курса православной культуры. Вопрос лишь в
том, кто может его разработать, насытив местным материалом, и повести.
***
По материалам сайта Православного прихода
села Лёкшмозеро Каргопольского района
Архангельской области
http://www.lekshmozero.narod.ru
назад в раздел “Библиотека” >>>