В РУССКОМ ДУХЕ

 

Статья Председателя Приходского совета православного прихода

 с. Лекшмозеро Каргопольского р-на Архангельской обл. Кузина А. В., опубликованная в журнале «Русский дом» №  за 2002 г.

 

 

Морозным февральским днём 1989 года за тысячу километров от своих московских квартир на заброшенном сельском кладбище в глухом уголке Архангельской области два человека копали могилу. В этот короткий северный зимний день для Дмитрия Александровича Соколова и Олега Тихоновича Чалых не было на земле никого дороже, чем умерший Василий Макарович Солодягин. И хотя знакомы они были всего три года, в душах их Василий Макарович остался на всю жизнь.

Летом 1986 года общественные инспекторы Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Дмитрий Александрович Соколов и Владимир Львович Бобров отправились в служебную командировку в Каргопольский район Архангельской области для обследования состояния памятников архитектуры. Критическое, аварийное состояние большинства из них просто поражало.

Одним из последних пунктов путешествия был деревянный храм прп. Александра Свирского на Хиж-горе, что в восьми километрах от села Лекшмозеро вблизи карельской границы. Повидали на своём веку бывалые воопиковцы немало вандализма, но увиденное здесь поразило. Часть опорного столба колокольни была выпилена геологами для установки геодезического знака, отчего та буквально парила в воздухе, весь храм испещрён надписями, а икона Богородицы … расстреляна из охотничьего ружья. Кровля провалилась, пола не было, а колокольня накренилась на храм подобно Пизанской башне.

Вечерело, и решили заночевать в соседней деревушке Масельга. Вот тут-то и приютил москвичей один из немногих оставшихся жителей деревни Василий Макарович. Светла летняя северная ночь, и разговор за чашкой чая затянулся надолго. Печален был рассказ Василия Макаровича. Последние годы он тяжело болел, но, как истинно русский человек, мучился не от этого, а оттого, что вместе с ним умирали его деревня и его храм. Храм закрыли и разграбили в конце 20-х, а в 60 – 70-е годы и деревня была признана «неперспективной»: закрыли школу, вывезли магазин, не стало работы, и потянулись жители кто в Лекшмозеро, кто в Каргополь, а кто и подальше. Вот и сам Василий Макарович с семьёй подался на заработки в Североонежск. Но к старости защемило сердце, невмоготу стало без родных мест.

Вернувшись, стал первым делом, как мог, латать церковь. Где дощечку над щелью в крыше прибьёт, где обшивку поправит. Но много ли в одиночку сделаешь, когда уже и годы, и здоровье не те.

Много в ту пору стало туристов, всё больше из Москвы, Петербурга и Архангельска. Многих Василий Макарович просил помочь, многие обещали, да и были таковы. Приезжали и другого рода «паломники». Однажды прикатили на служебном «уазике» прапорщики из воинской части «Соснино» под Каргополем, своровали все иконы из часовенки Казанской иконы Божией Матери на кладбище, где потом обретёт вечный покой Василий Макарович, и, облив её бензином, подожгли – следы своего святотатства заметали. Пока доковылял, уже головешки дымились. Наверное, и такие эпизоды сокращали силы Василия Макаровича.

Попросил Василий Макарович помочь и своих новых гостей. Знали Дмитрий Александрович и Владимир Львович, давая обещание, что обманывать нельзя, долг, честь и совесть не позволят. Уезжая домой, твёрдо собирались вернуться.

В Москве рассказали обо всём увиденном на работе, друзьям, знакомым. Желающих нашлось много, но как восстанавливать храм – памятник деревянного зодчества – никто не знал. Проект реставрации выполнил один из московских проектных институтов. Бесплатно, а ведь это целый том документации – тогда ещё было такое возможно! А чтобы самим научиться плотницкому и столярному ремеслу, обратились к известному архитектору, специалисту по памятникам деревянного зодчества Александру Владимировичу Попову. И уже летом 1989 года закипела на Хиж-горе работа.

Электричества нет, машин и механизмов нет, бензопил и бензина тоже нет – ничего нет! Но есть огромное, неистребимое желание внести свой, пусть малый вклад в духовное возрождение Отечества. Лес валили у подножия горы вручную, тут же ошкуривали и вручную затаскивали с помощью верёвки и ворота наверх к храму. Колокольню выпрямили домкратами.

На следующий год всё повторилось. В работах стало уже больше порядка, организованности. Сезон разбили на несколько смен по три недели, с конца мая до начала сентября. Добровольцы ехали в свои отпуска, за свой счёт, продукты на всю смену везли с собой, ведь на Каргополье тогда буквально всё, включая хлеб, было по карточкам да талонам. А «дома», в Масельге, уже ждал счастливый Василий Макарович.

Постепенно консервационные работы закончили, приступили к реставрационным. В 1990 году, когда Василия Макаровича уже не стало, организовали в Москве плотницкую школу. В неё приглашали по объявлению в газете. Желающих оказалось очень много, даже конкурс был. Записался и я, и с 1991 года каждый год уже 10 лет от двух до четырёх летних месяцев провожу на Севере.

Дело, на которое всех нас вдохновил Василий Макарович, жило. Сделали кровлю, пол, отремонтировали алтарь, заново выполнили пять лемеховых глав. В лучшие годы работали четыре артели по 15 человек каждая – всего до 60 человек. Жили в соседних деревнях Масельга и Гужово и в палатках. Построили баньку, отремонтировали несколько домов. Так храм возвращался из небытия.

Постепенно пришли к выводу, что восстанавливать храм как памятник архитектуры недостаточно, следует попытаться возродить и духовную составляющую – церковную жизнь, приход. Ещё с первых поездок познакомились с единственным на всё Каргополье священником, настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы г. Каргополя протоиереем Борисом Коробейником. Отец Борис благословил возрождение церковной жизни на Хиж-горе: читали часы, пели акафисты – словом, делали всё, что могут миряне при отсутствии духовенства.

По мере восстановления церковного здания встал вопрос о реставрации интерьера храма. Большинство икон уже несколько десятилетий находилось в алтаре без крыши и потому не подлежало реставрации. Но всё же удалось отобрать несколько более-менее годных. Милостию Божией среди них была храмовая икона прп. Александра Свирского. Её и удалось первой отреставрировать в Москве, причём на высоком профессиональном уровне.

В солнечный осенний день 12 сентября 1992 года радости и лекшмозёров, и реставраторов-москвичей не было границ – впервые за много десятков лет в стенах отреставрированного храма на Хиж-горе появился священник. Отец Борис отслужил водосвятный молебен в день памяти храмового святого чудотворца Александра Свирского. Светло и радостно было у нас на душе оттого, что дело живёт и ширится вопреки всем сложностям последних лет.

Возрождение храма в далёком уголке Русского Севера привлекло не только реставраторов-энтузиастов. Несколько лет в Лекшмозерье безвозмездно трудилась этнографическая экспедиция под руководством кандидата исторических наук Галины Николаевны Мелеховой. Плодом трудов экспедиции стал солидный двухтомный труд «Традиционный уклад Лекшмозерья» (М., 1993-1994), вышедший в серии «Библиотека российского этнографа». Хочу заметить, что работой этнографов и историков руководил не отвлечённый академизм, а действительное желание возродить церковную жизнь Лекшмозерья.

Надо ли говорить, что с самого первого года работы мы находим самое живое сочувствие, помощь и содействие местных жителей. Сначала местный совхоз, а затем образованный в 1991-1992 гг. Кенозерский национальный парк много помогали материалами и техникой. Сотрудничество это продолжается и поныне.

Видя реальную возможность восстановления храма, лекшмозерские селяне совместно с нами создали Православную общину. Отрадно, что в неё вошли не только пожилые жители, но и многие учителя Лекшмозерской основной школы, включая директора. За благословением и с просьбой о регистрации обратились к преосвященному Тихону, епископу Архангельскому и Холмогорскому. Владыка внимательно и с большим интересом выслушал представителя общины, благословил это начинание и трудами плесецкого благочинного протоиерея Владимира Кузива в 1999 году приход села Лекшмозеро был официально зарегистрирован. Хочется видеть в этом лишь первый шаг, ведь до революции на Каргополье было приблизительно 50 приходов и около десятка монастырей.

В 90-е годы пришлось испытать значительные трудности. Очень многие из нас не смогли продолжать свои летние реставрационные поездки, ведь доходы инженеров, студентов, преподавателей, учёных, - а именно они составляли большинство энтузиастов, - стали нищенскими. Гораздо хуже стало жить и селянам. Однако бросать начатое дело было никак нельзя. Мы настойчиво искали пути выживания. Никакой помощи от каких бы то ни было властей – светских, церковных, местных или центральных – ждать не приходилось, хотя мы и обращались с соответствующими просьбами, получая неизменные отказы.

Родоначальник всех работ по реставрации Д. А. Соколов вместе с единомышленниками создал в Москве учебно-реставрационное объединение «Строй», которое возрождает традиции русского деревянного зодчества. «Мы работаем не в русском стиле, а в русском духе», - любит повторять Дмитрий Александрович. Часть доходов от выполнения коммерческих заказов направляется на реставрацию храмов Лекшмозерского прихода. Мне удалось привлечь помощь со стороны нескольких московских храмов. Низкий поклон и огромная молитвенная благодарность настоятелям, служителям и прихожанам храмов – святого Димитрия Ростовского в Очакове, Рождества Христова в Измайлове, прп. Илии Муромского во Власихе и строящегося храма Успения Пресвятой Богородицы в Матвеевском.

Благодаря усилиям многих людей – и священников, и мирян – жизнь Лекшмозерского прихода продолжается. В 1998 году протоиерей Александр Коробейник, сын отца Бориса, отслужил в храме на Хиж-горе первую Литургию, удалось приступить к реставрации каменного храма во имя свв. апп. Петра и Павла, что в самом селе Лекшмозеро, и в 2000 году на престольный праздник московские священники Владимир Кутикин и Евгений Зуев совершили здесь также первую литургию. Установлен и освящён памятный крест на месте разрушенного в 60-е годы монастыря прп. Кирилла Челмогорского, наши реставраторы приняли участие в восстановлении деревянной часовни во имя Сошествия Святаго Духа на апостолов в Глазове, что в соседнем Кенозерье.

Появились и новые помощники – добровольцы Молодёжного центра «Реставросъ» при Московской Патриархии. В Лекшмозере открылась воскресная школа, детям преподаётся Закон Божий, а в перспективе – церковное пение и церковные художества. При содействии нашей общины зарегистрирован приход в соседнем селе Лядины, где находится уникальный ансамбль деревянного зодчества – знаменитые лядинские церкви, отмеченные ЮНЕСКО как ценнейший памятник архитектуры.

В 2001 году началось сотрудничество с настоятелем возрождающегося по соседству Александро-Ошевенского монастыря иеромонахом Феодосием. Отец Феодосий взял на себя нелёгкий труд окормления нашего прихода, а приглашённые нами из «Реставроса» трудники начали работу по восстановлению монастыря.

Несмотря на некоторые успехи, приход переживает огромные трудности. В условиях рыночных отношений работать только на энтузиазме добровольцев уже, к сожалению, невозможно. Мы очень задолжали реставраторам, а также за стройматериалы. Специалисты оценивают восстановление наших храмов в сотни тысяч рублей, очень уж сильны разрушения, планомерно причинявшиеся за 70 лет богоборчества. А восстановление Александро-Ошевенского монастыря с уникальным каменным храмом XVІІ века вообще оценивают в астрономическую суму – 14,5 млн. рублей! Но нельзя отчаиваться, надо работать.

Приглашаем к сотрудничеству всех, кому дороги идеи возрождения Святой Руси, кто хочет внести свой вклад в это великое дело. Будем рады любой помощи.  

 

назад на главную страницу – www.lekshmozero.narod.ru

 

на страницу “Новая жизнь Прихода”

Hosted by uCoz