Доклад «Творческая личность и возрождение православных традиций на Русском Севере (конец XX – начало XXI вв.)»

 

Тезисы (расширенные)

Г.Н.Мелехова, к.и.н., доцент кафедры философии, социологии и политологии МИРЭА,
участник экспедиционных грантов Института этнологии и антропологии РАН

 

Проблема соотношения творческой личности и традиции связана с осмыслением дальнейших путей развития России и формулированием национальной идеи. Сегодня, когда Россия находится на перепутье, вопрос заключается в том, сохранились ли традиционные качества русского человека или окончательно извратились в секулярном постмодернистском сознании индивидуумов информационного общества. В основе традиционного миропонимания лежат определяющие конфессиональные компоненты русской культуры: причастность к литургическому служению в храме, вера в загробную жизнь, понятие греха и кары Божией, милосердие, освящение жизненного цикла, православное отношение к семье, почитание Богородицы и святых, паломничество[1]. Исследованиями социологов и этнологов выявлено сохранение православных установок в отношении к миру и человеку даже у молодежи[2]. Сформированные православием духовные приоритеты – обращенность к высшим ценностям, стремление жить по совести, милосердие и любовь к людям – свойственны и современному человеку. Это подтверждается почти двадцатилетними полевыми этнографическими исследованиями автора на Русском Севере (в Каргопольском, Няндомском, Плесецком, Пинежском районах Архангельской области, Пудожском, Водлозерском районах Карельской республики).

Фиксируется непрерывность православной традиции: все советские годы во всех деревнях были сохранявшие строгий, наполненный молитвой образ жизни и веру в Бога. Чаще это были женщины, их звали «монашенами», им свойственны стойкость в вере и глубина ее осмысления, книжность и знание православных догматов, низкое положение в деревенской социальной структуре и смирение, сохранение церковных святынь и уважение окружающих. Среди них – родившаяся и большую часть жизни прожившая в д.Гужово Мария Михайловна Шуйгина, по-деревенски Анисимкова (1909 – 1992). «Годы мои длинные, тяжелые, – писала она на закате жизни. – Такое время, все перемена в жизни земной... О небесной и подумать некогда было. А вот она уже подходит и стучится в дверь души моей. А я еще и не готова...»

Некоторым из этих людей пришлось частично заменить священников. Зная службы и имея религиозную литературу, они, как могли, удовлетворяли духовные потребности людей и поддерживали неровно горящий тогда огонек веры в их сердцах. В памяти многих живущих в Кенозерье запечатлелся Филипп Антонович Ликотов (умер около 1960 г.) из Почезерской д. Потеряево, с малых лет живший вблизи церкви и обладавший несомненным авторитетом среди крестьян. После закрытия церквей и высылки священников Филипп Антонович поддерживал традиции часовенных праздников и паломничества в бывшие монастыри, совершал крещение новорожденных и «отпевание» усопших. Он приходил в деревню и молился в часовне в день ее праздника, ходил сам и водил людей в местные центры паломничества, где «служил», молился за тех, кто просил об этом, носил людские заветы (особые пожертвования во исполнение религиозного обета). Сегодня в Кенозерье не редкость услышать от пожилого человека, что он крещен «Филюшкой».

Глубокий след в душах всех, кто с ним сталкивался, оставил Василий Макарович Солодягин (по-деревенски Рыбин, 1923 – 1989) из д. Масельга. Активным верующим был и его отец Макар Андреевич Солодягин (1886 – 1972), соблюдавший все церковные праздники, поддерживавший священников, помогавший в уходе за церковью. Определяющим качеством Василия Макаровича была глубокая любовь к родной деревне. С его именем связано сохранение церкви прп. Александра Свирского на Хижгоре: он стал идейным вдохновителем и наставником консервационных и реставрационных работ на храме. Потомственной хранительницей часовни (свт. Николая в с.Вершинино) является Пелагея Николаевна Ножкина (1923 гр.): ее отец Николай Филиппович Ножкин тоже «смотрел за часовней» Ильи-пророка в д. Мамоново. Сквозь бури и ураганы XX века пронесла свет православной веры жительница с. Лекшмозеро Ольга Васильевна Ушакова (1911 – 2003) – из крестьянского рода, давшего священников, хлеборобов, воинов, учителей.

В годы перестройки на смену людям, воспитанным в верующих семьях, пришли те, кто в процессе жизни осознал спасительность православия. Председатель приходской общины Михаил Александрович Кудрин (1935 гр.) с 1990 г. занимается восстановлением каменного храма Покрова Богородицы в с. Большая Шалга с помощью местных предпринимателей, в основном Виталия Витальевича Нехорошкова. Община дождалась своего священника иером. Феодосия, постриженника Антониево-Сийского монастыря, начались регулярные богослужения. Поучителен опыт общины церкви св. Параскевы Пятницы в с. Лешино (Измайловская), которая возрождает каменную церковь, не имея постоянных благотворителей: средства находятся, как убеждены прихожане, по молитвам св. Параскевы. Лешинскую общину возглавляет учительница на пенсии Александра Егоровна Волгарева (1945 г. р.), воспитанная верующей бабушкой, но побывавшая и коммунисткой. Порой во главе православного прихода встают совсем молодые люди, как хранительница часовни свт. Николая в пос. Усть-Поча Марина Сергеевна Гусева (1979 г. р.), крестившаяся в 20 лет. Марина учится заочно в Поморском университете, поддерживает дружеские связи с московскими священниками, живет и работает в поселке. Когда-то отец О. В. Ушаковой сказал примечательные слова: «Надо за землю держаться». Это и поныне является заветом многим северянам: они держатся за землю, а земля держится ими.

Приметой нашего времени стало воссоздание храмов и утраченных часовен уроженцами северных деревень, ныне живущими в крупных городах. Ими движут разные стремления: увековечить память предков, отдать долг родителям, выполнить обет, данный в трудных жизненных обстоятельствах. Москвич Анатолий Тимофеевич Алексахин, кадровый военный, преподаватель одной из военных академий, организовал установку часовни во имя Всех святых на старом кладбище д. Труфаново, где похоронены его родители. Петербуржца Владимира Александровича Калитина обет побудил восстановить часовню св. кн. Александра Невского на Мызе (освящена в августе 2003 г.). По инициативе нынешней москвички восстановлен и действует храм в Ухте. Уроженец Каргополя Сергей Петрович Калинин разрабатывает проект восстановления часовни Воскресения Христова на Воскресенском острове р.Онеги.

Церкви Русского Севера возрождаются усилиями и тех, кто, когда-то приехав сюда, влюбились в край, ставший их духовной родиной. Здесь они ощутили величие, глубину и красоту природы, человека, Бога и обрели веру как основу жизни. Приходскую общину церкви апп. Петра и Павла в с. Лекшмозеро возглавляет москвич Александр Владимирович Кузин (председатель). Строительство храма Рождества Богородицы в с. Колодозеро ведут на собственные средства (через наемную строительную артель) москвичи Александр Шумских и Аркадий Шлыков. Много усилий приложила к возрождению монашеской жизни в Артемиево-Веркольском монастыре живущая в Петербурге Людмила Владимировна Крутикова-Абрамова, вдова писателя Федора Абрамова, проводящая лето на родине мужа в с. Веркола, где ее стараниями открыт литературно-мемориальный музей писателя.

Таким образом, процессы православного возрождения на Русском Севере захватывают в свою орбиту местное население и жителей крупных городов. Среди мерзости запустения и продолжающейся духовной и физической деградации русской деревни Господь созидает все новых делателей на своей ниве. Сегодня часто задаются вопросом: много ли православных? Называют цифру в несколько процентов воцерковленных верующих. Но есть и другие цифры: к Русской Православной Церкви причисляют себя до 85% опрашиваемых, среди них даже те, кто затрудняется в ответе на вопрос, верует ли он в Бога. В этом культурологическом выборе – залог и надежда на будущее, а также свидетельство того, что для Церкви и людей церковной культуры главное направление деятельности должно быть связано с просвещением, внутренней миссией.

 

Опубликовано в: Феномен творческой личности в культуре. Материалы 1-й международной конференции. М.: МГУ им. М .В .Ломоносова, 2005. С.305–308.



[1] Громыко М.М. О единстве православия в Церкви и в народной жизни русских. // Научный православный журнал “Традиции и современность”. М., 2002. № 1 с. 3 – 23.

[2] Громыко М.М. Этнографическое изучение православной жизни русских в XX веке (обзор основных тенденций). // Исторический вестник (далее: ИВ). Москва – Воронеж, 1999. №1 c.10; Кузнецов С.В. Нравственность и религиозность в хозяйственной деятельности русского крестьянства. // Православная жизнь русских крестьян XIX – XX веков. М.: Наука, 2001. С. 168 – 182; Поздеева И.В. Богослужение Русской Православной Церкви и некоторые проблемы народного сознания. // ИВ. 2001. № 2 – 3 (13 – 14). С. 59 – 65; Пейкова З.И. Духовный портрет русской молодежи. // Радонеж. 2001 №1 – 2. С. 3 – 6; Омельченко Е.А. К вопросу об этническом самосознании русских. // Этнодиалоги. Альманах. 2003 №2 (20). С. 234 – 236.

Hosted by uCoz