Статья
опубликована в журнале «Православный паломник» №№ 1, 2 за
Часовни в
православных традициях Кенозерья
(Этнографические заметки)
Не поднимает кисть рука,
Чтоб не нарушить это счастье.
Оно нарушится само —
Его дождем смоет...
Кенозеро
— зеркальный зал —
Я
называю лахтой счастья.
Оно
нарушится само —
Его
дождем смоет...
На память вечную глазам
Несут часовни вахту счастья.
Оно нарушится само —
Его дождем смоет...
Из стихотворения А.Ю.Соловьева “Кенозеро”
Кенозерье — былинная страна,
край бескрайнего неба и бездонных озер. Попадаешь сюда, пробираясь, а иногда и
продираясь, сквозь кажущиеся бесконечными леса и болота. И вдруг различаешь
раскинувшиеся средь дерев концы креста, потемневшее серебро сруба — часовня. И
когда лес кончается, тебя поражает простор взаимно отражающихся вод и небес. И
тогда озерный ветер рождает в душе чувство свободы, отваги и восхищения:
И весь я полон,
Полонен
Твоей душою
Неземною,
Ее Небесной красотою
И красотой Твоей земной.
(Из
стихотворения М.Кудрявцева “Скиния”)
Кенозерье — часть древнего,
так и называвшегося Кенозерским, пути в Заволочье, край, богатый пушниной,
рыбой, морским зверем, солью, располагавшийся в бассейне северных рек и
отделенный от уже освоенных территорий водоразделом. Освоение Кенозерья
древними новгородцами происходит на заре русской истории — в начале 2 тыс. н.э.
Видимо, к тому же времени относится и начало христианизации края. В Русском
государстве Кенозерье составляло отдельную волость и приход, древним центром
которого было с. Вершинино, вернее, его Погост, с церковью Успения Божией Матери.
Кенозеро имеет чрезвычайно
причудливую форму: фактически оно является несколькими разбросанными в разных
направлениях озерами, соединенными между собой узкими протоками, с
многочисленными островами и островками; берег изрезан вытянутыми заливами,
продолжающимися речками, речушками и ручьями, что делает берега болотистыми и
труднопроходимыми. Обойти Кенозеро по суше — совершенно невозможно, лодка здесь
необходимейшее средство передвижения, при этом расстояния довольно значительны.
А единственная церковь в округе — Успенская, лишь в начале XX в. к ней
добавились еще 2: церковь Сретения в Ряпусове (“маленький Погост”) и церковь
Ильи-пророка в Видягине.
Но русский человек не может
жить без святыни; вековечно стремление, как указывал епископ Олонецкий и
Петрозаводский Игнатий (Семенов) в 1830 г., “каждому значительному дому или
нескольким вместе устроить вблизи к себе какой-либо памятник набожности и
назидать оный украшением в соревновании с другими”[1].
Поэтому неудивительно, что часовни получили в Кенозерье чрезвычайное
распространение; этому способствовало то, что в древности создание часовни, в
отличие от храма, не требовало разрешения епархиального начальства. Часовни
возникали по почину крестьян (“из усердия жителей”), содержались их собственным
иждивением и были очень любимы и почитаемы. И хотя в XVIII в. с часовенными
приходами велась серьезная борьба, целый век этой жесткой политики не смог
превозмочь любви крестьян к часовням: они продолжали существовать “во
множестве”. Среди причин их возведения указывают[2]:
1) потребности крестьян в частом совершении
молебнов и обрядов на различные практические случаи жизни;
2)
благодарение Богу за избавление от всеобщей беды (падежа скота, неурожая,
эпидемии, стихийных бедствий);
3)
в память о важных местных событиях – на месте обветшавшей или сгоревшей церкви,
явления иконы (“за некоторые чудесные произшествия”, как выражался священник
начала XIX в. [3]);
4) на местах погребений умерших.
В начале XX в. в Кенозерье
насчитывалось около полусотни часовен. В это время чуть не каждая северная
деревня имела свою часовню. Построенные по инициативе и на средства крестьян и
содержащиеся целиком на их пожертвования, часовни являлись проявлением
религиозных чувств и потребностей населения и составляли узлы так называемой
большой зоны сакральной топографии прихода (научный аппарат А.В.Камкина[4]).
Эта зона образовывалась сооружениями, располагавшимися в отдаленных от храма деревнях,
в поле, у озера, у родника, на лесной опушке, на пересечении дорог.
Сохранности часовен
Кенозерья способствовало то, что еще с советских времен они стали объектами
реставрационных работ; но и здесь сохранилось не более половины бывших когда-то
часовен. Сегодня часовни не только вновь воплощают в себе массовую, так
сказать, стихийную религиозную энергию жителей, но и во многих местах, как
встарь, по необходимости (ибо число действующих на Севере церквей остается
чрезвычайно малым), заменяют храмы.
Важнейшая функция часовен — пространственно-религиозная, связанная
с их местоположением. По этому признаку их можно разделить на придеревенские,
размещенные в непосредственной близости от деревни (при входе, на границе между
деревнями, в центре селения) и придорожные (в некотором удалении от селения, на
перекрестке дорог). Оба принципа размещения отражают стремление жителей
освятить места жизни и хозяйствования. Среди обширных северных лесов, полей,
озер и болот часовни свидетельствуют об освоенности территории и являются
непременной и весьма обычной приметой культурного ландшафта. Неслучайно на
вопрос, что она делала в часовне, 14-летняя Катя Овчинникова (д. Шишкино)
посмотрела на меня весьма выразительно и ответила даже с недоумением: “Дак я крещеная! Что в
часовне делают?”
Часовни “тянулись” к жилью;
в то же время им, как нерядовым, незаурядным сооружениям, свойственна и
некоторая особенность, выделенность местоположения. Вокруг часовни должно существовать
свободное, незанятое пространство. А вынесенные далеко за пределы селения
придорожные часовни, видимо, родственны памятным и обетным крестам, отмечающим
и освящающим лесные и дорожные перекрестки, выходы к озерам, рекам и ручьям,
некоторые местные происшествия и события.
Организуя пространство,
часовни осознаются не столько как архитектурные сооружения (каковыми чаще видят
их исследователи и посторонние), сколько как религиозно-духовные, сакральные
центры, места, посвященные определенным святым. Особенностью часовенного
прихода является его неуниверсальный, так сказать, монистический характер: он
связан не со всеми святыми и праздниками, как храм, а лишь с тем, которому
посвящен. И хотя в часовне может быть немало икон, в том числе других святых,
даже небольшие иконостасы, все-таки прежде всего она связывается с главной
своей иконой. Конечно, с стремлением расширить состав святых покровителей
связан нередкий факт наличия у часовни нескольких (двух, редко – трех) посвящений
и праздников. При этом для народного
сознания свойственно удивительное отождествление постройки и святого, которому
она посвящена, откуда происходит необычайная любовь и теплота отношения к
сооружению, олицетворяющему самого святого, как бы являющемуся его иконой. “Егорий Храбрый загорается”,
– рассказывает
о пожаре часовни одна жительница; “Макарий Преподобный, никто к тебе не пришел”, – извиняется другая, открывая
часовню на следующий день после дня прп. Макария.
Место часовни свято, и
святость не иссякает, даже если сама часовня давно разрушена. Поэтому вблизи
часовни необходимо соблюдение определенных норм, в т.ч. правил поведения:
нельзя ругаться, занимать часовенную землю, рубить деревья в ближайшем
окружении, надо перекреститься на часовенный крест и т.д. Не допускается ходить
в часовню во второй половине дня, вечером; на подобное предложение так и
отвечают: “Не
пойду Господа Бога гневить”; “Вечером у нас не ходят в часовню”.
О сакральности территории
вокруг часовен свидетельствуют рассказы об их создании, возобновлении и разрушении.
Сегодня еще помнят об обетном характере некоторых часовен. Людмила Васильевна
Сидорова (1957 гр.), дочь старейшей жительницы Кенозерья, рассказывает о
часовне св.Параскевы в д.Тырышкино: “Парасковия – праздник скотины, завет такой был дан:
что вот именно Парасковию будем праздновать только постную, только постную. Это
для скотинки праздник. Если, допустим, я
намазала сливочным маслом что-то или молоко применила в пироги, обязательно
случалось, что скотина или заболеет, или, может, змея укусит, или захромает –
что-то делалось. Это было строго, такой завет был положен людьми, старыми еще
людьми, что этот праздник только постный, Парасковия”.
В Кенозерье есть и
поставленные не так давно часовни. Вскоре после войны возобновлялась часовня
Тихвинской иконы Божией Матери в д.Гора, как рассказывает А. Ф. Сивцева (1915
гр., д.Першлахта): “Одну часовенку нарушили в Тихвинской роще. А там другому в Ленинграде
– набожный был человек – погрезилось: поставь, ему говорят, часовню да завидит
сын. И это сделал, и он амбар перевез, и сделали опять часовенку в Тихвинской,
где Тихвинска роща, на Шишкиной. Я колько раз была <...> Так вот нашлись
люди: утром доярки идут, а <кругом> дух, пахнет; идут, а уж догорела
часовенка. А от Тихвинской <иконы> этот золотой-от обручок** и сронен. В лодки несена
она, в байдарках, наверное, увезли”. Возобновлял часовню Иван Васильевич Глущевский; она
простояла лет 10 и вторично сгорела около
Многочисленные рассказы о
разрушении часовен почти всегда представляют разрушение как богохульство и
описывают наказание святотатца. Интересен рассказ И.А.Калитина: “Был председатель колхоза –
Микита с Миколой. А его звали Никита Алексеич, а он переписался на Николу, от
так по-деревне у нас зовут Микита с Миколой. И вот он задумал эту часовню перевезти
к ферме. А она была тут за болотом, ферма, там коровы стояли, у болота. Посылат
мужиков, стариков ворочать, те не идут ворочать. Говорят: мы не строили, и
ворочать не будем. Вот так. Число подошло, он эту часовню разобрал ночью сам.
Вот. Ну, раз разобрал, так надо собрать. Тут народ собрал, старики собрали, к
ферме поставили. Она стояла и, дай Бог, каким путем она загорелась, эта ферма?
И сгорела часовенка, и сгорело 10 колхозных телят. А этого Микиту с Миколой в
39 г. как коммуниста взяли на финскую кампанию, и его Бог наказал, он и не
пришел оттуда”.
Примечательно, что здесь в одном ряду стоят отказ от своего имени и отказ от
отеческого, стародавнего обычая. Недаром в рассказе дважды упоминаются
“старики”, которые, конечно, не “ворочали” и не собирали часовню – на это есть
“мужики”, – старики воплощают мирской авторитет и традицию.
В советское время те из
часовен, которые не были разрушены и не использовались как складские помещения,
как правило, находились под присмотром: кто-нибудь закрывал их, хранил ключи,
отпирал в праздники; теперь за часовнями ухаживают их дети. Так — от отцов к
детям — и дошел до нас огонек православной веры. Можно сказать, что сегодня
религиозная жизнь в разных формах существует вокруг всех сохранившихся часовен.
В наше время инициаторами
воссоздания часовен и жертвователями нередко становятся возвращающиеся в родную
деревню ее уроженцы. Ими движет стремление увековечить память предков, отдать
долг родителям, выполнить обет, данный в трудных жизненных обстоятельствах.
Усилиями петербуржца Владимира Александровича Калитина воссоздается часовня
св.кн.Александра Невского на Мызе. Ее освятили в августе
Важнейшая функция часовен — богослужебная, и это именно общее, соборное моление (“все
гурьбой ходили”),
как правило, в большие православные и часовенные праздники, в дни особенно
почитаемых в данном месте святых, в воскресенья. Когда-то прихожане созывались
на службу колокольным звоном; сегодня колокола – редкость, один колокол
установлен администрацией Национального парка на часовне свт.Николая в
с.Вершинино. В него звонит перед службой Пелагея Николаевна Ножкина, звонит “не просто так, не просто
бряк-бряк, она вот именно ударит и читает 12 раз “Господи, помилуй” (рассказ Л.И.Чаловой, 1946
гр.).
Раньше все часовни были
богато убраны, имелись небольшие иконостасы, в которых находилось немало икон;
они украшались старинными полотенцами; почти непременным элементом северной
часовни был потолок в виде расписанных небес. Таким трансформированным в
сегодняшних условиях обычаем оформления потолка в виде небес является обивка
потолка часовни вмч. Георгия и прп. Макария в д. Спицыно заветными платками. А
вообще современное убранство часовен скромное.
Сегодня в часовнях
собираются в праздники и в воскресенья, в них читают часы, акафисты, каноны,
Псалтирь. Известно, что в первой трети XX в., перед массовым закрытием, часовни
использовались как молитвенные помещения несколько раз в год, в крупнейшие православные и часовенные праздники, после
которых
“часовенку заложат, да и опять до другого праздника”. Несомненно, что в наше
время, когда храмы остаются труднодоступными, богослужебные функции часовен
расширяются, в этом смысле сегодня они используются как храмы, т.е. работают
регулярно.
Как и храмовые, часовенные
службы не ограничиваются помещениями; они включают и крестные ходы вокруг
часовни на Пасху и в часовенный праздник. Прежде было распространено ношение
иконы по деревне, по домам прихожан, а также по полям и огородам, о чем
рассказывает Н. П. Бахарева (1918 гр. – “чужой век живу”, д.Гóра): “Тихвинску носили, когды вот дождика долго
нету. Привозят попа, и он оттуда <из храма> везет свои иконы, и эту Тихвинску
берут свою и ходят кругом полей. Молились о дожде. Да, и дождь пойдет”. Эта икона Тихвинской Божьей Матери была широко
почитаема – о ней вспоминают многие, к “Тихвинской Матушке”, которую несли два
(по другим сведениям, три) человека на особых носилках, приходила и А. Ф. Сивцева,
жившая тогда в с. Поромском. С
этой иконой обходили горящие дома “в 49 году, наверное”. Показательно, что иконой
защищали жители горящие колхозные хозяйственные постройки.
Молебны о дожде помнит и
Е.М.Мелехова (1915 – 2003, д. Тырышкино): “Ходили, служили, нá поле даже
служили. Как дождика нет, засýха, ходили нá поле
служили, дождичка просили. Сходят бабы помолятся, домой пойдешь, и дождик
затянет. Вот, представьте, я это сама...” Возле часовен происходило и окропление скота, как
правило, коней.
Ярчайшая функция часовен – молитвенно-заветная. Она проявляется в
частной молитве жителей в произвольный день, когда есть желание и потребность,
по случаю, в дни памяти родителей. Особенная молитва – тому святому, которому
посвящена часовня.
Чрезвычайное
распространение на Севере имеет обычай заветов – обещаний и особых приношений
Богу при испрошении помощи и здоровья. При этом заветом называют и само
обещание (обет), и вещь, приносимую в его исполнение. Особенно часто давали
заветы женщины: видимо, нет северянки, не “завечавшейся” хоть раз в жизни.
Смысл завета объясняют так: “Господь проверял нашу совесть – выполнишь, нет”. Заветы давали за себя,
детей, родных, за скотину. Когда-то матери “завечали” болеющих детей в монастыри.
Для наших современниц, живших в условиях отдаленности храмов и сверхзанятости в
колхозах, заветом могло быть любое благочестивое обещание: сходить в монастырь
или храм (редко), поставить свечу перед иконой, пожертвовать в храм деньги,
повесить к иконе или на крест полотенце, платок, пелену, отнести в часовню
отрез, юбку, костюм, не работать в определенный праздник и т.д. Так называемые
тканые привесы – полотенца, платки, полотна – понимаются как воплощенная
молитва: “Молимся,
так вроде Богу жертва”. Считается, что “платяной завет лучше, чем свеча”. Нередко приносили особую пелену – плат или кусок
ткани с нашитым крестом. Для исполнения завета часто назначается определенный
срок; как правило, это часовенный праздник. И хотя исполнение завета может быть
трудным, не исполнить его невозможно.
“Завечавшиеся”
во время молебна в часовенный праздник купались в освященной купели – Иордане,
это довольно подробно описала жительница каргопольской деревни Е.С.Макарова
(1914 гр., д. Орлово): “Около часовенки Иордан был выкопан, тут мостки так настелены. Так во Владимирску
поп-от служит, дак крещены-те все тут кругом стоят, а у кого завет, так тут ляга-то большая, так
крещены все купалися. Не в самом Иордане, а в этой ляге-то. На Иордани – там
поп стоит, дак все стоят, дак кто станет купаться? Я купывалась, я щас тебе
расскажу. Вот стоишь. Стоим, стоим, стоим, он служит, мы стоим. Как только он
крест в воду, а мы сейчас же вот окупнемся с головушкой – а в рубашках, ведь не
в одежде, а в рубашках. Да выйдем, да рубашки эдак на себе выжмем, да платье
хорошо наверх надежим*. Да и пойдем”.
Интересен
рассказ М.А.Калитиной о завете, который она давала в связи с работой в
праздник: “Не полотенце я ложила, а я 3 метра унесла полотна.
Полотенца у меня не было – надо хорошо какое-нибудь. Полотна унесла. Вот, в
Казанску метали сено; я стояла на стогу, а вот он, деда мой, метал. Все мы уж
завершили. Он начал подпирать подпоры, а я возьми да немножко поднажала, а у
меня кончик у стожара – хрысь, а я назад с целого стога и бух на землю.
<...> Дак что, гипс, забинтовали всю, 2 ребра сломано, чуть насмерть не
убилася. Я ска: “Больше я в этот праздник работать не буду”. Вот 3 метра
полотна я, белого полотна унесла и повесила в часовенку, в Мининой часовня.
Ведь потому я туда отнесла, что Казанская-то там, в Мининой. Вот я туда и
унесла. Но в Казанскую больше не работаю”.
В рассказе проявился именной
характер заветов, связанный с уже отмечавшейся особенностью часовни: в отличие
от храма, она не универсальна. Примечателен отказ хранительницы Шишкинской
часовни К.Ф.Шишкиной на предложение объединить заветные приношения двух соседних
часовен: Вершининской Никольской и Шишкинской Иоанно-Богословской: “Люди клали Ивану Богослову,
а мы понесем Никола-угодничку”. В том же ключе и ответ П. Н. Ножкиной: “Дак и Ивана Богослова
пригласить бы к Никола-угоднику <можно>”.
По материалам Каргополья
было выявлено, что, молясь перед иконой о выздоровлении, верующие вешали к
иконе соответствующий больной части тела “покров” – чулок с ноги, варежку с
руки, платок с головы, отрез, платье или юбку с туловища; для молитвы о
домашних животных приносили масло от коровы, шерсть от овцы и т. д[5].
Наблюдения в Кенозерье не показывают такой связи между характером заболевания и
видом привеса, может быть, она уже давно утеряна. Такой авторитетный
информатор, как П. Н. Ножкина прямо говорит: “Платок ко всему: то ли спина болит, то ли
ноги болят, то ли чтоб скотинка держалась по-настоящему – можно для скотинки
завет нести. Все носят, дак я-то слышу, стары люди говорят”.
Интересным (и редким –
обычно говорят, что из часовни ничего нельзя брать) является сообщение
Л.В.Сидоровой, что из часовни можно было выкупить висевшую у иконы вещь: “Я захотела, если у меня вот болеет ребенок, я
могу купить, взять там полотенчико или что-нибудь. Оставить деньги, а взять,
чтоб мне утирать этим полотенцем своего ребенка. А лучше всего, когда ребенок
заболеет, взять простынь, чтоб накрывать ребенка, или латок повязать на голову,
или полотенчико”. При
этом сумма не назначалась, оставляли, сколько считали нужным и возможным.
Использование святой вещи (“ну, они уже все равно пошли Господу Богу”) способствовало
выздоровлению ребенка.
Исполнение заветов
повсеместно и ныне. В часовнях висят многочисленные юбки, фартуки, отрезы,
платки с нашитыми крестами и приколотыми нательными крестиками. Порой для них
устраиваются особые перекладины. Тканые привесы, являющиеся продолжением
древней традиции, – проявление искренней веры и усердной молитвы.
Один из особых случаев
посещения часовни – поминание родителей, с которым связаны определенные
традиции. Нередко в часовню жертвовали нательный крестик умершего, прикрепив
его к плату (на умершего надевали другой крест). Особые пожертвования приносили
при трагической смерти человека: помимо обычных платков и полотенец, жертвовали
его личные вещи, одежду, причем все должно быть в хорошем состоянии. День
памяти умершего (день рождения, смерти), помимо молитв, отмечался делами благотворительности:
собирали “подильничек”– узелок с едой для бедной старушки, которая прежде всего
молилась за усопшего.
Огромное
значение в деревенской жизни всегда имели и продолжают иметь часовенные праздники – дни святого или
события Священной истории, которому посвящена главная часовенная икона. Каждая
деревня имела свой праздник, а нередко и не один. Очень проникновенно рассказывает
о празднования часовенного дня д. Тырышкино Л.В.Сидорова: “Парасковиюшка – у нас наша
здесь часовенка. Она – хранительница домашнего очага и хранительница скота. И у
нас Парасковию празднуют 10 ноября. Но это праздник считается строго постный,
строго постный. В этот праздник уже ничего, кроме постного нельзя готовить. Это
праздник для скота. И мы – вот я молодая еще – но мы не нарушаем завета. Если я
справляю праздник – ко мне приходят также гости – племянники там, племянницы,
сестры, братья, знакомые хорошие, подруги – они едут. Только постное у меня все
на столе, у меня, кроме постного, ничего не может быть. Преклоняюсь перед ней”.
Современные ученые, исследуя
деревенские праздники, приравнивают дни часовенных святых, по их значимости для
сельчан, к храмовым, престольным, называя “часовенными престолами”[6].
“Престольный праздник как фактор годового круга литургического времени вместе с
тем стал и глубоко своеобразным явлением духовной культуры православных людей”,
– пишет Л. А. Тульцева. Она выделяет ряд характеристик, охватывающих весь мир (пространственный и временной –
мироколицу) крестьянской жизни: храм – дом – улицу.
О
значении праздника в прежней деревенской жизни красноречиво рассуждает
Е.В.Калитин (по-деревенски Коммунистов, ок. 1920 гр., пос. Усть-Поча): “И я век прожил – я такой
никудобный особо, что никуда ни по праздникам. <...> У нас один праздник,
так. Александров день. <...> Нынь каждый день празднуют Александров день
– совремённый люд. Деньги в кармане – и праздник. А раньше – ходили там по
гостям – где <празднуют>, так и
сбродишь, отпаивали. А нынешний народ –
просто не народ, а я не знаю кто. Ежели я у тебя был, к примеру, угостила ты
меня – я должóн
тоже, как ходишь гостить, тоже должóн тебя
угостить. А нынешнему народу не приберегсти: взять возьмет – и… Ныне кто кого
не знат? И никто никого. Ну, угостит брат брата и сват свата. А так – никто. И
праздников сейчас, считай, что нету. Как дeньга появилась – так
надо кому-то дать вино спрятать, а не спрятать – значит, не приберегут, самому
не приберечь. Век попорченный. Я не знаю, может ли на таком народе еще стоять
земля-то ведь. Некрещеный люд-то. Ну, крещеный-некрещеный… сейчас-то было и начали
их хоть крестить, а толку-то? Все равно они, наверное, не толкуют лоб
перекрестить”. В
этих словах явственна определенная праздничная этика, связь ее с христианской
совестью и выдержкой человека, осознание праздника как не только и даже не
столько пира и выпивки; отсутствие этого – свидетельство испорченности. На мое
возражение “Может, Господь просветит?” Евгений Васильевич заметил: “Да Господу тоже такие люди,
наверное, не требуются”.
В часовенный праздник в
часовню ходили даже редко посещавшие ее, называющие себя неверующими, больше
никогда в нее не заглядывавшие и мало что в происходящем в часовне понимавшие,
отчего сегодня они порой помнят лишь выпивку и гулянку. “Чарочку нальют, хмельной
придешь. Утром не успеешь выстать, на работу гонят батогом”, – озорно улыбаясь глазами,
балагурит И.А.Калитин. Многие были тогда маленькими или молодыми, не интересовавшимися
этой стороной жизни (“я не должен, может, и помнить – уж сколько мне было лет!”, “будто мне
помнится что про это дело, одно знал – побежать”); к тому же необходимо преодолеть обычное
крестьянское
“ничего, подружка, не знаю” и даже:
“Золотая, что ты! Ты глубoко так это… Разве в этих кумполах (показывает
на голову) был начальник?”.
О духовной значимости этого
дня особенно часто говорят старейшие жители. “Так Вознесенье Господне праздновали: съездят
да попа привезут, привезут старики попа. Да и он служил. А крестьяны-то приедут
к празднику, дак все идут Богу молиться. Все стоят молятся Богу. И он служит в
часовенке. И полна часовенка найдет народу. И не входит народ-от, да тута, у
канавы, все стоят да все молятся, вот так”, – вспоминает Е.С.Макарова. Обязательно служились
водосвятные молебны на берегах озер: “ходили нá воду”. Вот
прекрасный рассказ Е.М.Мелеховой, относящийся к часовне в д. Зехново, где
рассказчица родилась и прожила почти всю жизнь: “Все праздновали, хорошо праздновали. У нас
празднички праздновали – два Ивана Богослова. Один осенью, 9 октября, а другой
21 мая. 21 мая – маленький Богослов, а большой Богослов называется 9 октября.
Службу служили, в часовенку ходили, в маленький Богослов нá
воду ходили. На воду ходили с крестным ходом, с иконами. <...> Други-то
дак ведь цéлятся*, заветы кладали. Вот,
например, болеешь – вот нынь дак вот не заветишьсе; тогды болеешь, дак
позавечаешься: “Иван Богослов, прости меня во всех грехах”, или там: “Макарий
преподобный” – ходили к Макарию преподобному,
После
молебнов, купаний, окроплений людей и животных праздник переходил в дома
прихожан, где начинался прием и угощение гостей. Все это продолжалось и в
колхозное время. Традиции гостевания в часовенный праздник относятся прежде
всего к родственникам широкого круга. Почти все упоминают, что ходили именно к
родне:
“Трудоспособный, да родня, дак вот туда к празднику ходили”. Но в праздник приходили в
деревню и посторонние, чужие – видимо, чаще это были мужчины, вспомним
свидетельства Е.В. и И.А. Калитиных: “где празднуют, так и сбродишь, отпаивали”; “чарочку
нальют, хмельной придешь”. Ярко и образно праздничное застолье, в котором всем находилось место,
описывает Л.В.Сидорова: “Иван Богослов – знаете, столько народу наедет! Люди, кстати,
действительно идут в часовню, Ивану Богослову поклоняются, молятся. А потом,
после, к обеду уже, после обеда*- садятся за столы. Застолье
садились – не один стол поставлен, наезжает столько народу. Вот поставили
столы, значит здесь приехали первые
гости, садятся кушать. Приехали вторые гости, эти откушали – садятся там
чай пить уже за другие столы, чай пьют с блинами. Блины, кстати, пекут двойные
– шаньги и блинчатые, считается. Опять вот эта партия откушала, следующая
партия приходит, опять садятся кушать, следующая – опять за чай. Вот они. А та
уже, первая, отгостила, уже уходит, по другим гостям пошли. И вот это
продолжается до вечера. А вечером на середине деревни всегда организовывалось
гулянье”.
Празднование
часовенных дней никогда не прерывалось, а сегодня оно постепенно
восстанавливается в своей полноте.
Окормительско-наставнические функции
часовен
в начале XX в. проявлялись исподволь, опосредованно, через социальные институты
обычного права и общественного мнения, всегда весьма авторитетные и действенные
в русских селениях. Ведь тогда селения были включены в систему церковных
приходов, для всех существовала реальная возможность общения со священником и
регулярных, по крайней мере, ежегодных исповеди и причастия. Обрыв связей
нормальной церковной жизни в 30-е годы, аресты и ссылки священников,
духовно-религиозная заброшенность людей привели к резкому росту значения этой
функции часовен в жизни деревень. Собираясь и группируясь вокруг часовен, люди
поддерживали друг друга, помогали противостоять порой весьма агрессивной,
насаждавшейся и поддерживавшейся сверху атеистической пропаганде, учились друг
у друга, переписывали православные и народные молитвы (их и поныне немало
хранится в крестьянских тетрадках) – ведь одно из первых советских изданий молитвослова
было предпринято лишь в 50-е годы[7].
Но кроме этого советское
время выдвигает отдельные благочестивые личности, по необходимости берущие на
себя окормительско-наставнические функции. Эти люди были близки к церкви в пору
ее функционирования, работали в ней или помогали священникам, и сохранив твердость
веры и верность церкви, все-таки уцелели в пору репрессий. Они знали службы и
имели религиозную литературу.
Яркой
личностью, запечатлевшейся в памяти многих ныне живущих кенозеров стал
“Филюшка”— Филипп Антонович Ликотов из Почезерской д.Потеряево: “божественный”, “негреховодный”, “дедушка такой святой”. Он был дьяконом или
причетником церкви Животворящего Креста с.Филипповское в Почезере. В часовенные
праздники он ходил по деревням Кенозерья и совершал в часовнях службы. Как
рассказывают, у него был иерейский наперсный “очень красивый крест”, которым он благословлял в
конце службы. Ф. А. Ликотов был невысокого роста и смолоду имел больные “узкие-узкие глазки” и плохое зрение, видимо, к
старости он был совсем слепой – его так и звали: Филюшка слепой, из-за этого он
был “не
работный”. Он
жил в маленькой избушке, имел семью – жену (рано умерла) и дочь Аннушку (31
гр.), которая уехала в Петрозаводск в няньки. “Филюшка” не был образован, но с
малых лет жил при церкви, где многому выучился: “с этого он и жил”. Умер он около
Филипп
Антонович обладал несомненным авторитетом среди крестьян: ведь “он при церкви <жил>, и
служил, так ему все и верили”. Он поддерживал людей словом, утешал. И хотя ныне некоторые отзываются о
его службах скептически, в тех условиях это было единственной возможностью не остаться
некрещеным или неотпетым. Не будем не благодарны к тем, кто в то суровое время,
как мог, помогал, врачевал, просвещал. Они сами остались верны Господу и в
других поддерживали неровно горящий тогда огонек веры, в результате чего он дошел
до наших дней.
В
наше время часовни остаются центрами просвещения и наставления. Интересен
рассказ молодой хранительницы часовни в Усть-Поче Марины Гусевой о том, как она
пришла к вере: “В
первый раз в часовню я пришла – я точно не помню, сколько мне было. Но помню, я
поразилась тому, что сама часовня вроде такая неприметная, но вот эти небеса –
они меня поразили. И состояние мелочности в этом мире перед чем-то большим
осталось до сих пор. Большое чувство было. <...> Само богослужение меня
действительно поразило до глубины души. Я понимаю, почему князь Владимир выбрал
эту веру – действительно, она очень красивая”.
Организационно-хозяйственная функция была свойственна часовням всегда, ибо без
свечей и другой церковной мелочи, без своевременного ухода за часовней и ее
ремонта нельзя было обходиться. Когда-то были особые часовенные работники,
находившиеся на содержании прихода. Сегодня всеми вопросами занимаются хранители
часовен. Примечательно, что наше время расширило и эту часовенную функцию,
добавив к хозяйственным вопросам юридическую регистрацию общины.
* * *
Неистребима вера в русском
человеке. Сегодня еще живы люди, простые и не выдающиеся, своей кровью и плотью
соделавшие целую эпоху в русской истории, бывшие солью русской жизни, вынесшие
на своих плечах бури и ураганы XX века и сквозь все потрясения пронесшие свет
православной веры. Это – потомки отважных новгородцев, осваивавших когда-то эти
богатые и вольные просторы, крестьяне, издавна составлявшие стержень России. Из
них вышли священники и хлеборобы, воины и учителя, мастеровые и рассказчики.
Когда приходилось выбирать, уезжать ли в город или оставаться, они говорили:
“Надо за землю держаться”, как сказал когда-то Василий Ушаков из каргопольской
д. Думино. Это и поныне является их заветом: они держатся за землю, а земля
держится ими. И вера им помогает.
Всем им – низкий поклон.
** Видимо, венец или часть ризы.
* Т.е. наденем.
* Т.е. лечатся, исцеляются.
* Т.е. после обеденного часа.
[1] Российский государственный исторический архив (РГИА).
Ф. 796. Оп. 111. Д.
[2] Камкин А.В. Православная церковь на Севере России. Вологда, 1992. С. 27 – 29;
он же. Традиционные крестьянские сообщества Европейского Севера России в XVIII
веке. Диссертация на соискание ученой степени доктора историческвих наук. М.,
1993. С. 148 – 149.
[3] Государственный архив республики Карелия (ГАРК). Ф.
25. Оп. 16/1. Д. 14/15. О построении часовен крестьянами в Кенозерском приходе.
[4] Камкин А.В. Традиционные крестьянские сообщества ...
С. 148 – 149.
[5] Дурасов Г.П. Каргопольское заветное шитье. //
Советская этнография. 1977 № 1. С. 110; Мелехова Г.Н., Носов В.В. Традиционный
уклад Лекшмозерья. Ч.
[6] Л.А.Тульцева. Престольный праздник в картине мира
(мироколице) православного крестьянина. // Православная жизнь русских крестьян
XIX – XX веков: Итоги этнографических исследований. М., 2001. С. 124 – 167.
[7] Поздеева И.В. Слово богослужения и
этноконфессиональное сознание русского народа. // Традиции и современность, №2,
2003. Научный православный журнал. М., 2003. Ил. 2 на с. 32.
По материалам сайта Православного прихода
села Лёкшмозеро Каргопольского района
Архангельской области
http://www.lekshmozero.narod.ru
назад в раздел “Библиотека” >>>